Найти тему

Катание в Хибинах for dummies

Вернулся только что (10.04.2021) с горнолыжных склонов Кольского полуострова. Последний раз я был в тех краях ровно двадцать лет назад, но тогда в 1999-м и в 2001-м мы ходили в многодневные "дикие" лыжные походы по Хибинам с шатрами и печками, а сейчас целью было "цивилизованное" катание на подготовленных трассах. Так что почти дебют.

Собственно, об этих трассах, а точнее о горнолыжных курортах Хибинских тундр и хочется рассказать. Букв много, но, думаю, тем, кто планирует отправиться туда впервые, эта инфа будет полезной. Во всяком случае, если бы я нашел хоть какое-то адекватное "руководство" в сети до поездки, многих неудобств удалось бы избежать. Но нашлось мало чего, поэтому пришлось ориентироваться на ощупь.

Логистика и размещение

Добирался я не на авто, как обычно делает большинство питерцев, а в тесном купе модного двухэтажного поезда сообщением "СПб-Мурманск". Дорога заняла чуть меньше суток — выезд с Ладожского вокзала в 21-30, на следующий день ровно в шесть вечера был на месте. Проезд на одного человека стоит плюс-минус пять тысяч рублей туда-обратно.

Железнодорожная ветка проходит через город Апатиты, где и нужно сходить, а сами горнолыжные склоны находятся в соседнем Кировске. Но по ощущениям эти населенные пункты не воспринимаются как разные города, потому что расстояние между ними всего 15 км, и даже на общественном транспорте (который, кстати, ходит с раннего утра до позднего вечера примерно раз в 20 минут) преодолевается за полчаса.

Так как март и апрель - это самый высокий сезон, искать жилье лучше сильно заранее. Я озаботился этим вопросом примерно за месяц и оказался перед небогатым выбором: либо снимать убитую "однушку" от частника в Кировске за 3,5 тысячи в сутки; либо остановиться здесь же, рядом со склонами, но в хостеле; либо жить в гостинице в отдельном номере, недорого, но в Апатитах. Я выбрал третий вариант и не жалею.

За пять ночей я отдал 4700 и жил вполне комфортно. Получасовая поездка на маршрутке (стоит 65 руб.) от двери гостиницы прямо до склона меня не напрягала вовсе. К тому же бронь отеля на старом добром "Букинге", как ни крути, пока гораздо надежнее, чем ничего не обещающая договоренность с хозяином жилья на "Суточно.ру".

Короче, опытным путем выяснил, что можно смело останавливаться в Апатитах. При этом если вы приехали в Хибины без машины, даже проживание в самом Кировске не гарантирует, что транспортом пользоваться не придется (ниже объясню, почему). А если на машине, то 15 км тем более не проблема.

Склоны

Формально в Кировске есть два горнолыжных комплекса — "Кукисвумчорр" и "Большой Вудъявр", он же BigWood. Но по факту, последний в непогоду превращается в две абсолютно независимые горнолыжные станции по разные стороны горы Айкуайвенчорр, между которыми кроме канатной дороги, которая из-за ветра постоянно отключена, не курсирует вообще никакой транспорт. Называются эти станции в соответствии с их географическим расположением: "Северный склон" и "Южный склон".

Если погода стоит хорошая, "Большой Вудъявр" — это нормальный, современный, крупный ГК, сравнимый с "Красной поляной ", где есть все необходимое, а трассы можно выбрать на любой вкус и цвет – от зеленых до черных.

"Северный склон" Бигвуда находится в черте Кировска, и прямо к нему подъезжают автобусы и маршрутки, как внутренние кировские, так и из Апатит. Есть бесплатная автостоянка, но заехать на нее из-за скользкого крутого подъема бывает трудновато, особенно если у вас не внедорожник. Проживая в самом Кировске, до СС можно добраться пешком практически из любой точки, учитывая скромные размеры города.

Здесь, у подножия северного склона можно купить скипасс (я брал на четыре часа за 1400 рублей), воспользоваться небольшой камерой хранения за 250 рублей до конца дня, переодеться и перекусить в уютном, но дорогом кафе с дурацким названием "Бар Баревич".

Очередь на кресельно-гондольную канатную дорогу со стороны Северного склона
Очередь на кресельно-гондольную канатную дорогу со стороны Северного склона

Умные люди предусмотрели здесь также и полноразмерные камеры хранения, где можно оставить всю снарягу, включая лыжи с ботинками, на несколько дней. Это реально удобнейшая вещь, позволяющая приходить утром и уходить вечером после катания налегке. Но, к сожалению, сколько стоит такая камера мне узнать так и не удалось, потому что не очень умные люди ограничили количество таких камер смехотворной парой десятков штук. В результате, урвать себе ячейку в высокий сезон практически невозможно – люди приходят за полчаса до открытия, занимают очередь, матерятся, дерутся, но, в конечном итоге, таскают лыжи и сноуборды туда-обратно на себе все дни пребывания на курорте. Почему не поставить этих шкафчиков побольше и не заработать буквально из воздуха дополнительные деньги – непонятно, не говоря уже о комфорте клиентов, которые готовы платить за эту услугу чуть ли не любые деньги.

Нахождение в черте города – это несомненный плюс, но катание со стороны северного склона подойдет не всем. Даже синие трассы здесь длинные и достаточно крутые. А так как наверх людей поднимает здесь лишь одна кресельно-гондольная канатная дорога, соскочить посерединке и прокатиться не с самого верха, не получится. Лично у меня на северном склоне после спуска по синей трассе (№17, она проложена параллельно канатке слева) мышцы ощутимо забивались. И без падений весь спуск от начала до конца тоже обходился редко.

Но самый трэш заключается в том, что стоит тучам спуститься на горы, а ветру подняться выше 17 м/с, канатную дорогу по соображениям безопасности выключают, гондолы загоняют в ангар и все! К услугам катающихся остается только детская учебная трасса с ленточным подъемником.

В то же время по другую сторону хребта, на "Южном склоне" Бигвуда, катание останавливается полностью только в совсем уж лютый шторм. Потому что, во-первых, крутизна там значительно меньше, а во-вторых, там, помимо кресельного, есть еще и бугельные подъемники, которые устойчивее к ветру и безопаснее, ибо не болтаешься в воздухе, а едешь вверх на своих двоих.

Главная проблема в том, что если не работает гондольная канатка, добраться до ЮС и обратно без машины – это целое приключение. Находится южная станция не в самом городе, а у черта на рогах. Общественный транспорт туда не ходит в принципе, а сам курорт почему-то не посчитал нужным пускать в случае непогоды какие-нибудь автобусы-челноки, учитывая, что остановка подъемников не является основанием для продления времени действия скипасса или возврата средств.

Единственный вариант, если нет авто – такси. Ехать приходится далеко, огибая горный хребет по извилистой лавиноопасной дороге, поэтому стоит поездка 500 рублей. Но прикол в том, что вызвать таксомотор можно только с отсрочкой на час-полтора, потому что местный автопарк извозчиков тупо не справляется с нагрузкой в такие моменты.

Трассы на ЮС гораздо разнообразнее и "гуманнее". Там есть то, что я больше всего люблю – длинные и относительно пологие спуски, на которых не нужно постоянно насиловать ноги и съезжать "поперек склона", контролируя скорость. И даже в условиях непогоды и плохой видимости там относительно безопасно. Вся инфраструктура, кассы, прокат, камеры хранения также присутствуют.

Лично мне с погодой не очень повезло, поэтому удалось прочувствовать все прелести неработающих подъемников, квестов с передислокацией на "Южный склон" и стояния в очередях на бугель по полчаса. Поэтому на третий день, последовав совету местного сноубордиста, решил отправиться на курорт "Кукисвумчорр", находящийся в одноименном микрорайоне Кировска чуть на отшибе.

Это один из самых старых горнолыжных комплексов СССР, где катались еще в начале тридцатых, а в пятидесятые появились первые подъемники. Склон находится в относительно защищенном от ветра ущелье, а подъемники там только бугельные, поэтому "Кукисвумчорр", известный также, как "25-й километр", не прекращает работу практически никогда. Кроме того, там гораздо меньше народу, а четырехчасовой скипасс стоит всего тысячу руб. Сказка, а не курорт.

Если бы не одно "НО!" — дилетантам, имеющим опыт катания только на склонах Ленинградской или Московской областей, там, в принципе делать нечего. От слова совсем! Особенно в плохую погоду.

Я, конечно, раз уж приехал и купил скипасс, не мог не оседлать бугель и не попытаться хотя бы раз преодолеть трассу Кукисвумчорра целиком. Но когда бугель затянул меня в зону облаков, а видимость и крутизна склона оказалась такими, что просто физически было невозможно понять, где земля, а где небо – только сплошное белое "молоко" вокруг, я понял, что, наверное, погорячился. Вдобавок, пока ехал вверх, началась метель, и стало совсем уж некайфово. Но оттуда, сверху, уже деваться некуда, кроме как вниз, поэтому пришлось…

В итоге отделался тремя падениями, ноющими от перенапряжения икроножными мышцами и учащенным пульсом. Но в целом ОК.

Со временем погода немного улучшилась, а я приноровился отпускать бугель, не доезжая до самого верха, поэтому к концу действия скипасса даже научился получать удовольствие от катания. Думаю, что и навыки хотя бы немного прокачать удалось.

Выводы

1. Лучше ехать на машине, но если такой возможности нет или просто лень 14-15 часов крутить баранку, можно и на поезде. С общественным транспортов в районе Кировск/Апатиты все относительно неплохо, чего не скажешь о такси. Декларативно «Яндекс» имеется, но по факту автопарк очень маленький и заказать авто в приложении проблематично, лучше позвонить по местному номеру и вызвать по старинке. Оператора нужно обязательно предупредить, если везете снарягу. Иначе по факту ушлые местные шофера будут пытаться стрясти дополнительную плату.

2. Останавливаться проще и дешевле в Апатитах, но если очень хочется именно в Кировске, то бронировать квартиру или номер в отеле (которых там всего два приличных) нужно не меньше, чем за два месяца. Либо сидеть и мониторить, может что-то где-то освободится.

3. Если вы не горнолыжник/сноубордист уровня "спортсмен" или хотя бы "продвинутый любитель", если нет вообще опыта катания в больших горах, начинать лучше с "Южного склона" курорта BigWood . Затем рекомендую научиться комфортно чувствовать себя на "Северном склоне", и уже потом отправляться на "Кукисвумчорр". А лично я на последний в следующий раз и вовсе бы не поехал.

4. Каким бы ни был прогноз погоды (в горах она непредсказуемая), ехать нужно минимум на 5-7 полных дней, не считая дня заезда и отъезда. У меня было всего четыре полных дня, из которых лишь один выдался относительно нормальным, когда работали все подъемники и присутствовала хорошая видимость. Лично общался в кафе с раздосадованными москвичами, которые приехали на два дня за полторы тысячи километров и даже не недели лыжи.

5. По той же причине, глупейшая идея брать многодневный скипасс. Подъемники могут не работать и три дня подряд, а деньги не вернут.

6. Каждый день в официальном паблике "Бигвуда" в ВК публикуют метеосводку, прогноз, а также ситуацию на подъемниках – что работает, что нет. Но делают они это поздно, примерно в 9:30 утра, за полчаса до открытия комплекса. К этому времени уже лучше определиться и выбрать склон, учитывая, что в 18 часов ГК закрывается. Поэтому, если погода не очень, лучше сразу ехать на "Южный склон", несмотря на его удаленность и плохую транспортную доступность. Там, по крайней мере, вы с большой долей вероятности хоть как-то покатаетесь, и весь день не будет потерян.

Руины ДК в Кировске
Руины ДК в Кировске

P . S . А еще в Кировске и Апатитах очень много серых, унылых, заброшенных и полуразрушенных зданий. Сугробы в апреле достигают высоты третьего этажа. Никто никогда и нигде не посыпает обледенелые дороги песком, даже магазины и учебные заведения возле входов. Наконец, вода имеет специфический запах и вкус.

Однако, по сравнению с соседним населенным пунктом с экзотическим названием Африканда, все в Кировске и Апатитах, можно сказать, отлично и жизнь бьет ключом. Если вдруг поедете из Апатит на поезде, прямо на следующей остановке, посмотрите в окно налево по ходу движения. Абсолютно все многоэтажные дома Африканды оставлены жильцами, а зияющие черные дыры выбитых окон не оставят равнодушным ни одного любителя постапокалиптических пейзажей.

Андрей Чистов