Найти в Дзене

Как епископ неграмтных монахов молиться учил

Притча о том, какой должна быть настоящая молитва
Притча о том, какой должна быть настоящая молитва

В управление одной епархией был назначен новый Епископ. Свою власть этот высокообразованный священник решил начать с того, чтобы лично объехать все храмы и монастыри порученной ему вотчины. Для достижения поставленной цели понадобился месяц. В конце же своего путешествия, в сопровождении всего одного монаха, епископ прибыл в последний самый отдаленный островной скит.

В этом скиту проживали трое отшельников. Все седые, длиннобородые, но все еще весьма крепкие. Загорелые до смуглости лица, изрядно поношенные и просоленные от морского ветра монашеские робы. Казалось бы монахи, как монахи, вот только непривычно веселые.

Встречали Епископа и его спутника так радостно, что архиерей даже смутился. К улыбкам и хвалебным речам встречающих он то был привычным (при встрече с начальством положено выказывать радость) вот только здесь она была столь искренней и неподдельной, что становилось малость не по себе. Смотрят старцы тебе в глаза, а сами чуть не приплясывают от восторга. Видать истосковались подвижники по общению.

Осмотр скита много времени не занял. Крохотный домик, возведенный из глины и известняка, с таким низким сводом, что местами голову пригибать приходится, да пристройка для вяления рыбы. Вот и весь скит.

-2

Закончив с осмотром и владыка сделал старцам мягкое замечание, что скит, мол, нужно отстраивать, да и часовенку, тоже не худо было бы возвести. Проявив тем самым заботу о жилищных условиях отшельников, епископ предложил старцам совместно помолиться, и тут открылось то, что едва не лишило архиерея дара речи. Оказалось, что отшельники не знают ни одной утвержденной церковью молитвы.

На вопрос о том, как же они в таком случае молятся, один из старцев ответил, что читают молитву Святой Троице: “Раз, два, три, Господи одари!”

– Говоря, раз, два и три, - объяснял старец, – мы показываем Богу, что обращаемся сразу к каждому из троицы: к Отцу, Сыну и Святому Духу. Дабы никто из них не почувствовал себя обделенным нашим вниманием . А говоря, Господи одари, мы просим Господа одарить нас чем-то, на его усмотрение.

Мы же не знаем, что у Господа там есть под рукой, а потому полагаем, что просить о чем-то конкретном нехорошо. Вдруг чего попросишь, а у Господа и нет этого прямо сейчас, а мы к Нему в глаза лезем со своими просьбами. А потому говорим просто “Господи, одари..”

– И как? Всевышний одаривает? – спросил епископ, давя нарастающее раздражение. Мало того, что не знают ни одной молитвы, да еще и городят несусветную чушь, будто Всевышнего может чего-то там не быть.

– Одаривает! – радостно закивал второй отшельник, не заметив подвоха в словах епископа. – То рыбы нам пошлет, то благодати такой, что мы весь день от восторга приплясываем, а сегодня так вообще вас, Владыка, послал.

Никогда епископу не доводилось встречать столь невежественных монахов. Строго отчитав старцев за их ошибки, архиерей потребовал, чтобы те обязательно выучили Символ Веры, Отче Наш и Песнь Пресвятой Богородице, для чего поручил сопровождаемому его монаху записать тексты этих молитв и оставить отшельникам. Но как тут же выяснилось, ни один из старцев не был обучен грамоте, а потому обучать пришлось вслух, как маленьких детей, терпеливо объясняя малопонятные моменты.

К чести отшельников стоит заметить, что к обучению те проявили живейший интерес. Искренне восхищались мудростью священных текстов и добросовестно пытались их запоминать. К вечеру каждый из монахов, пусть сбивчиво и местами путаясь в словах, но все же мог прочитать каждую из молитв. Посчитав на сем свой долг исполненным и получив в подарок связку вяленой кефали, епископ и сопровождаемый его монах сели в свою лодку и отправились в сторону материка.

Разумнее конечно же было заночевать на острове, но очень уж хотелось домой. К тому же монах-проводник был уверен, что сможет держаться курса и в темноте, ориентируясь по маякам, и заверял, что еще до полуночи они будут в родной обители.

Но вернуться домой в этот день им так и не довелось. Погода быстро ухудшилась: поднялись волны и пошел сильный дождь. Хотели уже было поворачивать к отшельникам, как поблизости показался крохотный островок, к которому тут же причалили.

Дождь прекратился только под утро. Вымокли до нитки и безмерно устали, а потому, когда взошло солнце, приняли решение не отправляться сразу в путь, а немного просушить одежду и пару часов поспать, дабы восстановить силы.

Проснулся епископ от разговора двух людей, а открыв глаза увидел, что рядом с сопровождаемым его монахом стоит один из вчерашних отшельников.

– Доброе утро, Владыка! – по своему обыкновению радостно проговорил старец. – Слава Господу, вас застал. Вчера, представляете, спать ложились все молитвы ваши помнили. А сегодня, как проснулись, так все из головы напрочь повылетало. Вот я и пустился за вами, чтобы вы мне еще раз их прочитали, а я уже остальным братьям перескажу.

И в этот момент, уже окончательно проснувшийся епископ заметил, что не видит лодки, на которой приплыл отшельник.

–Батюшка, – обратился он к старцу, – а где же ваша лодка?

– Так не было лодки.

– А как же вы сюда с острова то добрались? Не по воде же пришли..

– Где там пришел. Если бы я просто шел, то никогда бы вас не догнал. Бежать пришлось.

После этого пораженный епископ встал перед старцем на колени и спешно крестясь проговорил:

– Раз, два, три. Господи одари… Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь.