Русалка – мифический образ женщины с рыбьим хвостом, защитница природы, злобный дух и даже легендарный персонаж.
Превалирование того или иного описания существенно зависит от того, с точки зрения какого из народов отвечать на вопрос «есть ли русалки, и кто они на самом деле?».
Существование русалок нередко подвергалось сомнениям с точки зрения науки, что немудрено с учетом того количества мистификаций и откровенных обманов , коих в современной истории набралось изрядное количество. Что уж говорить о той репутации, которая сложилась у идеи существования женщины-рыбы?
Однако в фольклоре этот персонаж по-прежнему занимает положение востребованного и популярного героя.
Представление славян о русалке
В первую очередь стоит отметить, что первоначально образ русалки появился именно у славян.
Позднее он утратил самобытность, став еще одним наименованием морских дев.
Однако именно славянские русалки считаются наиболее аутентичным образом.
Самое главное отличие персонажа от той же сирены – это отсутствие рыбьего хвоста.
Принято считать, что русалки в реальной жизни, благодаря усилиям Голливуда и Диснея, сплошь и рядом являют собой плод удачного соития человека и рыбы, морского божества. Однако первоначально русалки не просто ходили по земле, но и довольно редко вообще соотносились с водной стихией.
Восточно-российские веяния
В данном случае речь идет о так называемом «лесном духе».
На Урале считалось, что русалкой становится пропащая жена или погибшая девушка. Она появляется обнаженной, с нечесаной гривой волос и крайне озлобленной.
Случайного путника русалка могла напугать и даже утопить. Тут мало упоминаний о защитных функциях русалки, ей нет дела до рек и полей. Все, что волнует, такого духа – это месть и злоба.
Примечательно, в отличие от более южных территорий, не говоря уже о западных владениях Российской империи, на востоке русалка – это исключительно негативный персонаж. Общим с южным прототипом у нее остается только одно – полностью человеческое обличье.
Малороссия и Галиция
В этом случае под русалкой подразумевалось сразу два создания – мавка и мавун (мавуниця).
В первом случае речь идет о лесном духе, защитнице природной стихии от посягательства человека.
Чаще всего мавку изображают оголенной с волосами ярко-зеленого, салатного цвета.
При этом она не зла по своей природе, однако может напугать незадачливого дровосека или фермера, которые посмели посягнуть на горный ручей или участок леса с первозданной природой.
Мавун – это образ лесного духа с более животными чертами внешности.
Согласно описанию, продиктованного фольклором, мавуниця имеет много схожих черт с обезьяной и не владеет человеческой речью.
Украина и Белоруссия
Для этих территорий наиболее распространены такие названия русалок как полуденница и фараонка.
Наиболее интересен именно второй вариант, поскольку тут русалка впервые для славянской мифологии появляется именно с рыбьим хвостом.
Это, по мнению историков, продиктовано в первую очередь приближенностью территорий, занимаемых украинским народом, к морским просторам.
Согласно фольклору, фараонка – это утопленница из числа войска египтян, которые пытались захватить Крым и близлежащие территории, подвластные на тот момент скифским племенам.
Они обладают тихим, завораживающим голосом, сводившим с ума моряков. Однако они подвластны скорее скорби, чем злобе.
В своем посмертии фараонки взывали о милосердии к своим душам, вынужденным влачить жалкое существование в теле полурыбы.
Полуденница, в свою очередь, во многом схожа с мавкой, однако в ее случае нет прямой взаимосвязи с водной стихией.
Она часто является в образе молодой девушки в разорванном платье.
Обладает веселым, даже задорным характером и нередко подшучивает над простыми людьми, увлекая их в лесную чащобу.
Однако своих жертв такая вот «русалка» всегда выводит из леса, вдоволь насмеявшись.
Европейский взгляд
Сегодня уже практически не употребляется такой термин как «rusalka». А между тем, одно время именно это слово дополняло общепринятое название «mermaid», которым и принято называть «морских дев».
В отличие от славянских русалок, морские девы бывают исключительно с рыбьим хвостом, поскольку напрямую соотносятся с морской стихией и божественным началом воды.
Так, к примеру, сирены, родиной мифа о которых стала Древняя Эллада, входили в свиту богини плодородия Персефоны, однако, скорбя о своей повелительнице, стали невольными виновниками сотен смертей среди моряков.
Сирены не злы по своей природе, однако их пение завлекало людей к скалистому острову, где свое последнее пристанище нашел не один десяток кораблей.
Позднее этот миф оброс дополнительными подробностями, в результате которых русалки стали более кровожадны и ужасны.
К смертоубийству добавились также пожирание несчастных и довольно злобная внешность. Красивые черты девушек уступили деформированным рыбьим головам со ртами в виде присосок.
Позднее к «рыбьему» племени приписали тритонов, русалок от мужского начала. Однако эта идея встречается сугубо в пределах римско-греческого фольклора и не ушла далеко.
В целом же, образ русалки трансформировался от злобного духа, природного защитника, в самобытного персонажа, гибрида человека и рыбы, материального, нуждающегося в пище и обладающего крайне искусным разумом.
Япония также не осталась в стороне
Нинге представляет собой огромного карпа с золотой чешуей, обезьяньим ртом, полным мелких острых зубов, и маленькими плавниками.
Это существо не может умереть от естественных причин, а его мясо, согласно преданиям, способно наделить человека небывалым долголетием. Вместе с тем, вкушение мяса нанге грозит человеку опасностями и неудачами, а потому редко кто соглашается испробовать блюдо из настолько редкой диковинки.
Шотландия внесла свою лепту
В фольклоре, это тюлень с андрогинными чертами, перевертыш, способный принимать человеческое обличье.
Шелки способны находится крайне долго под водой, но должны всплывать на поверхность за глотком воздуха.
Раз в 9 дней такая «русалка» отправляется к людям, оставляя на берегу свою шкурку.
Тот, кто найдет ее, способен заставить шелку вступить в брак. В результате на свет может появиться человек с перепонками и жабрами, окрыленный удачей и благословением морской стихии.
Однако сам союз с шелкой не длится долго и заканчиваться зачастую смертью человека, увлекаемого партнером в водные просторы.
Сегодня существуют доказательства того, что некоторые свидетельства появления русалок были выдуманы или же приукрашены человеческой фантазией, однако непосредственно сам образ продолжает развиваться, оставляя за собой больше вопросов, чем ответов.
Видение разных народов только подтверждает это, демонстрируя то, насколько весомыми могут быть представления о тайном, подверженные влиянию внешних факторов, в том числе и происхождению этноса.