Прочитала совершенно замечательную книгу Игоря Можейко "7 из 37 чудес света". Чтиво увлекательное и познавательное в высшей степени. Но очень бедна книга иллюстрациями. А масштаб всех приведенных в книге творений древних цивилизаций очень впечатляет. И хотелось бы проиллюстрировать каждое, а также указать географическое местоположение. Попробую это сделать. Начну, как и в самой книге, с классических 7-ми чудес света.
1. Египетские пирамиды.
Создание этих сооружений связано с гением инженерной мысли того времени Имхотепом. Именно он создал первую пирамиду для фараона Джосера, окружив строение храмовым комплексом, также выполненным из камня. Это тоже было впервые. История сохранила для нас имя Имхотепа не только как гениального инженера, но и как разностороннего ученого, например, медика.
2. Сады Вавлона.
Вот как описывает эти сады Игорь Можейко.
Сады, созданные строителями Вавилона, были четырехъярусными. Своды ярусов опирались на колонны высотой двадцать пять метров. Платформы ярусов, сложенные из плоских каменных плит, были устланы слоем камыша, залитого асфальтом и покрытого листами свинца, чтобы вода не просочилась в нижний ярус. Поверх этого был насыпан слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти большие деревья. Ярусы, поднимаясь уступами, соединялись широкими пологими лестницами, выложенными цветной плиткой.
Кроме того, писатель сообщает, что имя царицы Семерамиды никак не связано с этими садами. Они были построены для молодой и любимой жены-индианки вавилонского царя. Молодая женщина тосковала среди пыльного и жаркого Вавилона по родным краям, где растительность просто буйствовала.
3.Храм Артемиды Эфесской.
Здесь позволю себе привести ряд цитат из книги Можейко. Лучше, чем он рассказывает об этом чуде света и той драме и той интриге, что связаны с ним (вернее с ними - храма было два), я вряд ли сумею рассказать.
Начнем с цитаты, где рассказывается о первом храме. Именно о том, который сжег Герострат.
... в середине VI века до нашей эры решено было построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии. Плиний в своем описании храма, сделанном, правда, через несколько столетий после его постройки, говорит, в частности: «…его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей». Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По крайней мере богатейший из деспотов – Крез, царь Лидии, внес щедрую лепту.
В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причем по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.
Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил архитектора задуматься над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти – подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому…
Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чем есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчетах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки ни конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колеса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.
К сожалению, не смогла найти изображений великого математика и инженера своего времени Херсифрона. Он не увидел окончания работ по созданию своего архитектурного детища. Поле его смерти дело продолжил его сын Метаген. Но и ему не довелось увидеть храм во всей красе. Завершили работы Пеонит и Деметрий. И все это великолепие исчезло!!! Сгорело в считанные часы из-за герострата. Но жители решили отстроить храм заново. В этот раз все было значительно быстрее, но масштаб храма несколько увеличили. И формально именно этот - второй - храм считается чудом света. (Несправедливо! Правда?) Тем не менее, новый храм был великолепен. Статуи там были работ Праксителя и Скопаса. Кроме того, храм украшали прекрасные картины. К сожалению, представление о древнегреческой живописи (именно о живописи) мы можем сложить только из описаний современников. Образцы ее не дошли до наших дней.
В следующей статье продолжим путешествие по карте древнего мира с целью знакомства с другими чудесами света.