По сути, не такая уж и добрая (как многим хотелось бы), история «Внутри Лапенко» отвечает на вопрос: а что было бы, если бы люди вели себя хорошо? Вот не так, как обычно, а так как надо? Как бы тогда развивались события?
Внутри Лапенко 2: город, которого нет
Да так, как в сказке бы они развивались. То есть в альтернативной реальности, среди архетипов – как модно сейчас говорить. Отсюда и вполне понятная народная любовь.
В первый день осени решила разобрать слегка произведение Антона Лапенко с Алексеем Смирновым (Смирнягой).
Если первый сезон больше по атмосфере и отсылкам «топит» за перестроечные годы, то второй – это уже типичные девяностые. И связочка между эпохами на поверхности: как мы помним, Инженер по своей доброте душевной спас бандита в железных рукавах. И вот тогда все и заверте…
Как известно, после перестройки Инженер остался без работы, пошел копаться в мусорках и работать охранником, НИИ Инженера был снесен, и вместо него появился рыночек. Который потом уже и всех порешал.
Но это в реальности. А вот если бы как в сказке, то вместо НИИ Катамаранов (который по сути олицетворяет, так сказать, неубиваемого Русского мужика) снесет под «Через туман» мэрию. Нехорошего президента посадят на двадцать лет. А терпение Инженера тоже когда-нибудь кончится. Он перестанет быть ДОБРЫМ. И перестреляет нафиг всех уголовников по примеру «Брата-2». Правда, увы, не до конца: некоторые из них перекинутся в партийцев. И тоже пойдут избираться в президенты.
В пластике ведущего новостей во втором сезоне уже почти совсем не скрывается Парфенов, а журналист Юра – похож даже кое-чем на Влада Листьева. Уличенный в фальсификации выборов Марк Багдасаров – что-то среднее между Жириновским и Ельциным. А бандиты в малиновых пиджаках, густо увешанные золотыми цепями и электронными музыкальными инструментами, под известные треки Цоя пересказывают друг другу по принципу «глухого телефона» глубокомысленные высказывания-статусы якобы американцев и итальянцев.
Ричард Сапогов уже рекламирует не только путешествия («Летайте самолетами Аэрофлота»), но вообще все подряд. И все это на фоне заставки – кажется из сериала «Санта Барбара». Вообще Ричард представляет собой такую странную помесь всех героев мыльных опер того времени и рекламы американского шампуня от перхоти. А еще очень похож на молодых Константина Эрнста и Сергея Лисовского – особенно фешенебельной шевелюрой. А Танюшка – на Татьяну Веденееву.
Тут следует отметить не только потрясающий по своей лаконичности и афористичности текст сериала, но и грамотно подобранный саундтрек. Весьма иронично звучит, скажем, трек «Последний Герой» Цоя, который из бандитской сцены на кладбище, плавно переходит в кабину Инженера. А тот, как мы знаем, сам кузнечик своего счастья, и вполне способен пока поставить себе любую другую композицию.
А вот свежеиспеченный президент Нателла Наумовна, сильно напоминающая классических аниме-злодеек и немного – напялившего юбку Мориарти, – начинает плести свои грязные проститутские интриги. И вот хорошие люди уже должны бы превратиться в нехороших. А муж-бандит-инвалид – в жертву. Нателла старается расправиться с бывшим мужем, а исполнителем должен был, как и в жизни, стать служитель правопорядка – то есть Жилин: «С преступностью мы решили, что ее НЕТ». Но мы ведь знаем, что милиционер этот из программ Леонида Каневского. И поэтому ядовитый план опять не срабатывает.
Милиционер не сразу окончательно становится преступником, и не сразу поворачивает вентель. А телерепортер, наконец, переходит со своего телерепортерского и на вполне человеческий язык.
Я не буду тут вспоминать любовные истории и многочисленные отсылки-пасхалки к разнообразным фильмам восьмидесятых-девяностых годов, – ими пространство сериала нафаршировано плотно. Это такой подарок для любителей их находить. Хочется только напоследок сказать спасибо авторам сериала непосредственно за густое смысловое крошево-кружево осмысления нашего сегодня, – вероятно, такие чудеса получаются нынче исключительно только если они делаются практически безвозмездно, то есть даром.
Кстати, в пятой серии второго сезона используется интересный способ подачи продакт плейсмента: пародия на рекламу с самим собой.
П.С. Однако, возвращаясь к Цою, хотелось бы уже понять, наконец: для кого же это лабают Роза и Шершень – для бандитов или, все же, для инженеров?