Древние греки верили, что Орфей - реальная историческая фигура, и что весь сюжет с Эвридикой, хождением в царство Аида и умением петь так, что камни рыдали - чистая правда. Но уже Аристотель, гениальный ум античности, трезво посмотрел на образ Орфея и выразил сомнение в его реальности. Во всяком случае, в реальности мифологического сюжета, связанного с ним.
Но и Аристотель, и мы с вами вполне можем допустить, что этот образ возник не на пустом месте, и был некий реальный прототип легендарного поэта и музыканта, не так ли?
В любом случае образ Орфея стал исходной точкой развития целого мифологического течения - орфизма, который, вместе с учениями космогенеза Гомера и Гесиода, заложил основы греческой философии. В VI в. до н.э. в Афинах жил такой поэт Ономакрит, который собрал сборник стихов, в котором автором части произведений считался как раз Орфей. То есть Ономакрит в этом не сомневался, как и его соратники-орфики. К V-IV векам до н.э. орфизм был уже достаточно популярным учением, его изучали Пифагор и Платон, которые принимали его положения с уважением.
Орфизм точно дожил до IV века н.э., когда в Греции началось широкое распространение христианства. III-IV века вообще были очень интересными с точки зрения борьбы различных философско-религиозных и мистических учений, тогда столкнулись друг с другом христианство, гностицизм, манихейство, неоплатонизм, античные философские учения.
Об орфизме существует множество упоминаний у различных античных авторов, в том числе раннехристианского периода, но из сочинений самих орфиков до нас дошли только два труда - «Гимн Орфею» и «Орфическая аргонавтика».
Какие же идеи проповедовали орфики?
Во-первых, они считали человеческие души бессмертными, но вынужденными постоянно перерождаться в новом теле (метемпсихоз).
Во-вторых, освобождение от этого «тяжкого круга» было возможно, если вести аскетический образ жизни и пройти обряд посвящения в орфики. В таком случае человек освобождал свою бессмертную душу.
В-третьих, орфики считали, что учение Орфея основано на священных трудах о происхождении мира, богов и людей.
То есть, космо- теогония и этика в орфизме находятся в теснейшей связи. И тут надо сказать, что орфики, по сути, проповедовали идею монотеизма, а именно, считали, что бог един в трех лицах - это творец людей Зевс, его мать-жена Персефона и сын Дионис Загрей. Все они - единая троица. (Ничего не напоминает?)
Как же возник мир? Первоначально существовал Хронос, породивший хаос и эфир. В этом эфире он создал «серебряное яйцо», которое разделилось пополам и появились небо и земля, и одновременно родился бог Фанет. Этот Фанет в себе заключал всех остальных богов и был един с ними. Затем от него родилась Ехидна (Ночь), она же породила Урана и Гею. Что было потом, у орфиков повторяет Гесиода.
Роль Зевса тут та, что он своими молниями уничтожает Титанов, и из их праха создает человеческий род. Поэтому в людях есть злое начало - материя, и божественное - душа. Поэтому смысл жизни, согласно орфизму, состоит в том, чтобы вернуться в полностью божественное состояние, а для этого человек должен нравственно очиститься.
Трудно не заметить, что эти идеи повлияли на Пифагора, Платона и на другие учения, включая христианство.
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Вегетарианство и веганство: чем отличаются и в чем суть
Из блога мужа: