Роман «Мартин Иден» я читал давно, в юности, и уже тогда возникло какое-то чувство несоответствия, что-то я не разгадал. Но додумывать ничего не стал. А сравнительно недавно столкнулся с ситуацией, из-за которой вспомнил прочитанное, и всё очень просто и естественно встало на свои места. Мартин Иден – не покончил жизнь самоубийством. Джек Лондон писал о совсем другом.
Инстадевочка и роман
В период пандемии и карантина, того самого, которому год, как только ни изгалялись отлученные от суеты улиц сограждане разных возрастов. Некая знакомая особа даже взялась прочитать Джека Лондона, мало того, в бумажном варианте. Наверное, наличие книги и было одной из причин взяться за чтение, фоточки объекта и процесса обозначались контентом и наполняли канал. И наступил момент, когда эта особа захлопнула книгу, заявила, что роман прочитан, и ей все понятно. После чего событие было оформлено в контент и загружено в сети.
Уже когда необходимые действия были выполнены, и наступил короткий период отдыха (это когда мониторят динамику просмотров и лайков, и можно не думать о новом контенте), особа поделилась своим пониманием. Достаточно банально, от пошлого «горе от ума» до житейского мамкиного «всяк сверчок, знай свой шесток, и не высовывайся, судьбу не обманешь». Хотя в глазах инстадевочки вполне кобыльего возраста зло и тускло мерцало в сторону персонажа: «ты должен был жениться на Руфь, козёл».
И вот тут всё встало на свои места.
Дело для сильных романтиков
Мартин Иден – характерный герой Джека Лондона. Он сильный, волевой, романтичный. Утопиться от скуки, потеряв волю к жизни? Здесь что-то не так, герои Джека Лондона никогда не сдаются. Да и как он топится: он же, применив усилие воли, сорвав предохранители и прыгнув за флажки перебарывает инстинкт самосохранения и отправляет на дно это бренное тело, принадлежащее писателю, молодому представителю буржуазии. Так-так, кажется, становится теплее.
Молодой, сильный, волевой и романтичный герой Джека Лондона влюбляется. Но она, Руфь, представительницы другой социальной среды, другого класса. Мартин ставит цель стать достойным своей возлюбленной в плане позиции в социуме. Он достигает поставленной цели, срабатывает один из немногих социальных лифтов (но лифт без механических приводов, герой сам себя вытаскивает), у Мартина есть деньги, слава, положение в обществе (не путать с уважением), и бесконечная скука, подпитываемая бесцельностью существования. Все то, что составляет скромное обаяние буржуазии.
А далее автор использует простой до гениальности ход. Характерный герой совершает нехарактерный поступок, значит, это аллегория, символ. Мартин топит того, кем хотел стать, топит своими сильными руками, своей волей целеустремленного рабочего человека топит в океане этого новоиспеченного скучающего буржуа, не знающего, куда девать деньги и что делать. А главное – зачем.
***
Джек Лондон не скрывал своих взглядов, всё мог написать открыто, но эта загадка концовки настолько проста, что в ней же и отгадка. Мартин выходит в реальную жизнь, вооруженный знаниями он отвергает путь буржуазии. Он отвергает все ценности буржуазии. Так чем же он теперь займется? Какой путь предлагает и предполагает Джек Лондон для настоящих, живых романтиков. И уже не среди белого безмолвия в погоне за все теми же буржуазными ценностями, будь то золото или еще какой объект выживания и наживы. А в мире людей.