Объективизм в его первоначальном значении - это обозначение направления в этике, которое провозглашает, что добро существует независимо от человеческого сознания. По мнению последователей этого направления, имеет смысл задаться вопросом об объективной правдивости этических суждений (например, «не воровать»). Противоположные взгляды ( субъективистские ) предполагают, что нет смысла спрашивать об истинности этических суждений или что их истинность привязана к психике оценщика, т.е. она субъективна. Среди последователей этого направления был, например, Аристотель .
Совсем недавно объективизм - это философия американского философа и писателя Айн Рэнд ( 1905 - 1982 ), охарактеризовавшая эту философию как «философию жизни на земле». Объективизм представляет собой интегрированную систему , которая определяет абстрактные принципы , которые должны один следовать в их мышления и поведения, чтобы жить жизнью , достойной человека.
Современное состояние мира - это отражение влияния господствующих идей: идей мистицизма , самопожертвования и коллективизма . Эти течения мысли противоречат свободной человеческой жизни, управляемой разумом, а не предположениями или фанатичной верой в сверхъестественное. Айн Рэнд утверждает, что « философия привела человечество в это состояние - и только философия может вывести их»
Философскую систему объективизма можно свести к нескольким основным принципам :
Реальность
Мир ( реальность ) существует независимо от человека, от его сознания. Сознание воспринимает мир, а не создает его. Независимо от наших желаний, идей или эмоций, существуют законы природы , законы причины и следствия . Нет ничего без причины, нет причины без следствия. Чтобы управлять природой, нужно к ней приспосабливаться. Природный мир включает в себя все, что существует, поэтому «сверхъестественного» мира быть не может.
Знания
Разум - единственный инструмент познания реальности, и человек может познать ее на основе существенно достоверного чувственного знания. Разум интегрирует сенсорные данные в концепции, на основании которых человек действует. Вера - это не инструмент познания, напротив, это уход от познавательной ответственности, это не просвещение человека, это его слепота. Даже чувства (эмоции) - это не аргументы , они вторичны, они являются результатом идей (правильных или неправильных), которые человек принял.
Человек
Человек - настоящее автономное существо, единство тела и сознания. Он архитектор своего характера и судьбы. Он обладает свободными способностями и полностью несет ответственность за свою жизнь и последствия своих действий. Ни в своем мышлении, ни в своих действиях он не является беспомощной марионеткой неизвестных внешних сил, социальной среды, исторических тенденций или необъяснимых внутренних инстинктов .
Мораль
Единственный действительный судья о выбранных ценностях - это разум. Высшая ценность и мера правильности всех ценностей - жизнь человека как личности. Человек не живет как личность, если он решает не использовать свой разум или если у него нет возможности применить выводы своего разума на практике. Есть только одна система правильной морали ценности, одинаковые для каждого человека, потому что моральные ценности - это самые общие ценности, которые объективно продиктованы природой мира и человека, а не конкретными условиями его жизни или субъективными и произвольными прихотями человеческого сознания независимо от реальности. Человек - высшая цель и ценность в себе, он не инструмент для достижения целей других. Он не приносит жертв ради других и не живет тем, что приносит других в жертву себе. Он живет ценностями, полученными благодаря его собственной работе или добровольному обмену. Достижение собственного счастья - высшая моральная цель.
Политика
Жизнь человека в обществе требует устройства, которое позволяет ему применять выводы своего разума и следовать рациональной морали. Государство - это коллективный инструмент людей для самообороны и объективного применения силы против инициирования насилия. Функция государства - не препятствовать человеку вести себя иррационально, а пресекать (или наказывать) только тот тип иррационального поведения, который мешает другим вести себя рационально и следовать своей жизни. Единственный тип иррационального поведения, который мешает другим применять выводы своего разума на практике (т.е. Вести себя рационально), - это применение физической силы против человека. Политическая система, которая в принципе защищает человека от инициирования насилия, - это капитализм , в котором единственной функцией государства является принуждение и защита индивидуальные права человека.
Только политическая система, защищающая человеческую свободу и собственность, позволяет человеку жить как человек. Таким образом, функция государства заключается в обеспечении внутренней и внешней безопасности, правосудия и внешней политики . Право на жизнь, собственность и свободу несовместимо с каким-либо оттенком « государства всеобщего благосостояния » или «смешанной», регулируемой государством экономики..
Капитализм - это не просто практический инструмент для достижения человеческого благополучия. Это единственный нравственный общественный порядок. Это хорошо не только для здоровых, уверенных в себе, рациональных или богатых людей, это хорошо для каждого человека, потому что оно проистекает из сущности человека как свободного существа со способностями разума. Он открывает возможность каждому реализовать свой потенциал, позволяет человеку жить как личность.