Крымская война нанесла громадный урон и городу и всему Крыму. Даже спустя двадцать лет после войны о Севастополе писали так: "Бывший главный порт нашего флота расположен на выдающейся части Крымского полуострова…Все значение Севастополя состоит в его прошлом, он знаменит ныне только своими историческими развалинами. Севастополь отстраивался очень медленно и ныне представляет собой если не мертвый город, то скорее город мертвых… улицы поражают путешественника своим мертвым видом: дома без крыш, пробитые стены, кое-где торчат только одни трубы, как после пожара…" [1] .
В городе, с 1861 года стояли гарнизоном два пехотных полка 13-й пехотной дивизии и 13-я артиллерийская бригада. С 1865г. в Севастополе тайно началась заготовка компонентов подводных мин, был организован склад Керченской крепостной артиллерии (78 970 пудов пороха и 143 467 снарядов).
В 1866 году была нанята американская фирма, которая подрядилась расчистить гавань Севастополя от затопленных кораблей. Именно тогда Севастополь посетил Марк Твен (Сэмюель Клеменс), будущий писатель. Работы были выполнены в течение двух сезонов, однако выполнены они были крайне некачественно. Заокеанские подрядчики подняли со дна моря лишь то, что представляло собой хоть какую-то ценность, оставив на дне множество обломков, представляющих опасность для судоходства. На следующий сезон русским пришлось заново расчищать фарватер.
В октябре 1870 года Россией было принято решение отказаться от выполнения статей Парижского договора. На Черном море Россия начала возрождение флота, а флоту нужен был порт. В 1873-м году генерал-лейтенант Тотлебен составил план строительства Севастопольской крепости. Приморский фронт крепости состоял из семи береговых батарей. Учитывая опыт Крымской войны, проектом предусматривалось строительство и сухопутных рубежей. Сухопутный обвод крепости состоял из двух частей. На Северной стороне предполагалось использование линии обороны. построенной во время Крымской войны.
На Южной стороне, система укреплений претерпела существенные изменения. Линия обороны была намечена по господствующим высотам. Она проходила по линии: Карантинная бухта - Рудольфова гора- Куликово поле –Зеленая гора-Воронцова гора-Килен-балка. Во многом эта линия совпадала с осадной линией французских и английских войск и частично использовала их укрепления.
К реализации проекта приступили лишь в 1876г., когда Россия решилась начать войну на Балканах. Начиная с апреля 1876 года, началось интенсивное строительство земляных укреплений, для строительства долговременных оборонительных сооружений времени не хватало. Береговые орудия устанавливались на временных деревянных основаниях, собранных из нескольких накатов деревянных брусьев, скрепленных железными скобами.
По состоянию на 15 октября 1876 г. в Севастополе были построены:
Северная сторона:
Батарея № 1 (возле Волоховой башни) две 6-дюймовые казеннозарядные мортиры обр. 1867 г., и четыре 24-фунтовые казеннозарядные чугунные пушки.
Батарея № 2 (левее Волоховой башни, на месте прежней батареи Карташевского) две 6-дюймовые казеннозарядные мортиры обр. 1867 г.
Батарея № 3 (возле Константиновского форта) две 6-дюймовые казеннозарядные мортиры обр. 1867г.
Южная сторона:
Батарея № 5 (на Александровском мысу): четыре 9-дюймовые пушки обр. 1867 г., две 24-фунтовые пушки.
Батарея № 6 (бывшая № 10): четыре 9-дюймовые пушки обр. 1867 г, четыре 24-фунтовые чугунные пушки.
Батарея № 7 (бывшая № 8, на мысу Хрустальный): четырнадцать 6-дюймовых казеннозарядных медных мортир обр. 1867 г.
В запасе на складах находились шесть 12-фунтовых чугунных пушек обр. 1867г [2] .
Всего к началу русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. на береговых батареях Севастополя, (и на его складах), находилось 62 орудия. Количество орудий и их калибр по меркам того времени было достаточно скромным. Если принимать во внимание появление в турецком флоте (не без английской помощи) броненосцев, то ценность в борьбе с кораблями противника представляли лишь восемь 9-дюймовых пушек обр. 1867 г., установленных на Южной стороне, на батареях №5 и №6 (впоследствии №9 и 10).
Этот исторический период характеризуется интенсивной гонкой вооружений. Непрерывное совершенствование техники привело к дальнейшему изменению материальной части береговой артиллерии.
В 1877-78-мг.г. для оснащения береговых батарей Севастополя стали поступать новые "орудия образца 1877 года" русского и немецкого производства. Одновременно с орудиями стали поступать и новые, усовершенствованные лафеты, конструкции Семенова. Отмечая заслуги изобретателя, Артиллерийский комитет писал, что заслуги Семенова "...делаются еще более, так сказать, рельефными, если обратить внимание на то обстоятельство, что, вырабатывая проекты своих лафетов, он не имел в иностранных артиллериях образцов подражания, так как наша береговая артиллерия постоянно почти была впереди иностранной". Лафеты, спроектированные Семеновым, в 70-х и 80-х годах известны под названием соответственно лафеты образца 1877 и 1878 годов.
В начале 1879 г. из Варшавы в Севастополь были доставлены три орудия нового типа — 11-дюймовые пушки Крупа. Вместе с пушками было доставлено четыре лафета Круппа. Правда, попав в Севастополь орудия тут же …легли на склады. После ратификации царем Берлинского конгресса (15 июля 1878 г.) Военное министерство принимает решение разоружить батареи Севастопольской крепости. Официальная формулировка — по финансовым причинам, "дабы не давать Севастополю статуса крепости" [3] .
Очередной гром грянул в 1885 году, и назывался он, "военной тревогой 1884-1885 г.". В конце 1884 г., в связи с успехом русских войск в завоевании Средней Азии разразился новый политический кризис, который в печати того времени окрестили "военной тревогой 1884—1885 гг.". Англия и Россия опять оказались на грани войны. Весна и начало лета 1885 г. стали апогеем русско-британского конфликта.
С начала 1885 г. Севастополь начал лихорадочно готовиться к новой обороне. 12 апреля 1885 г. вышло Высочайшее повеление, по которому в Севастополе должны были быть восстановлены 7 старых (то есть построенных в 1876—1877 гг.) и построены 2 новые батареи (так и не построенные в 1877г.). Одновременно должен был быть обновлен сухопутный обвод крепости. Причем на восстановление старых батарей давалось 2 недели, а на постройку новых — 6 недель. На расходы по инженерной части выделено 160 тыс. рублей. Естественно все батареи опять строились в земляном варианте на временных основаниях. Для строительства капитальных сооружений опять не было времени.
Работы по восстановлению старых и постройке новых батарей, легли, главным образом, на личный состав 5-й саперной бригады Одесского военного округа. Одновременно командованием проводилась инвентаризация складов на предмет нахождения орудий, демонтированных в 1879г.
29 августа (10 сентября) 1885года в Лондоне было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния России и Англии. Напряженность спала. Но, высочайшим решением было поручено восстановить Севастополь как главную базу Черноморского флота.
К началу марта 1888г. в Севастополе для вооружения береговых батарей имелось:
-двенадцать 11-дюймовых пушек (3шт. обр. 1877 г. и 9шт. обр. 1867 г.),
-семнадцать 9-дюймовых пушек обр. 1867 г., Из них 12 пушек были с клиновым замком производства Обуховского завода, а пять — с поршневым замком производства Пермского завода. Все 9-дюймовые пушки были установлены на лафеты Семенова, допускавшие максимальный угол возвышения 17°. Кроме того, на складе имелось еще 2 запасных лафета.
-две 6-дюймовые пушки весом в 190 пудов,
-четыре 11-дюймовые мортиры обр. 1877г. на станке Рассказова.
-девять 9-дюймовых мортир обр. 1867 г.
-восемь 9-дюймовых обр. 1877 г.
К концу марта 1888 г. в Севастополь было доставлено пять новейших 11/35-дюймовых пушек (образца 1887 года). На 1892г. были заказаны еще шесть 9 дюймовых мортир, образца 1877г.. Именно под эти орудия, в 1887-89г.г. было начато строительство долговременных береговых батарей. Одновременно началось усиление земляных укреплений бетонными укрытиями для личного состава. Правда, на сухопутном фронте работы велись достаточно медленно [4] .
На бумаге в Севастополе числилось установленными много орудий, однако 30 мая 1889 г. В 5 ч 30 мин утра по неизвестной причине (скорее всего это была английская диверсия) на артиллерийском складе в Лабораторной балке возник пожар. Рядом со складом орудий находился пороховой погреб на 45 тыс.(!) пудов пороха. Причину пожара выяснить не удалось. Пожар превратился в катастрофу. Севастопольское командование попыталось скрыть ее размер даже от руководства Военного ведомства в Петербурге.
В результате множество орудий было выведено из строя. Так, получившие серьезные повреждения две 6-дюймовые пушки в 190 пудов 6 сентября 1891 г. были отправлены на капитальный ремонт, на завод, в Пермь. Тридцать восемь 24-фунтовых чугунных длинных пушек, четыре 24-фунтовые короткие пушки, двадцать шесть 9-фунтовых пушек обр. 1867 г. и одиннадцать 6-дюймовых мортир обр. 1867 г. (числившиеся установленными на батареях) были отправлены на ремонт в Брянский арсенал. Всего тяжелые повреждения получили 83 орудия, правда, большинство из них относилось к устаревшим типам [5] .
Для разбора происшествия в Севастополь прибыл военный министр. Выяснилось, что по состоянию на 1890г. в Севастополе были построены в долговременном варианте всего лишь две полубатареи, хотя по отчетам было построено намного больше.
Во время пребывания в Севастополе министр утвердил проект сухопутной обороны крепости Севастополь. Исходя из опыта обороны Севастополя в 1854–1855 годах, было принято решение устанавливать орудия береговых батарей на основаниях, позволяющих вести круговой обстрел. Береговая артиллерия получила теперь возможность вести огонь по морским и по сухопутным целям. Это в свою очередь позволило возводить укрепления на сухопутном фронте на расстоянии от базы, равном дальности действительного огня береговой артиллерии, что обеспечивало содействие ее войскам при обороне базы с суши. В конце XIX века таким расстоянием считалось 10 верст (около 11 километров).
По проекту 1890 года, на Северной стороне пехотные форты должны были заменить "нагорные" редуты. На Южной, форты должны были разместится по господствующим высотам от берега моря, через Рудольфову слободу (г.Матюшенко) до Сарандинакиной балки и далее вокруг Корабельной стороны.
В 1870-1905-м годах Севастопольская крепость состояла как бы из двух частей, разделенных бухтой. В 1885 году на сухопутном фронте было решено построить восемь временных укреплений на Южной стороне (пять на Городской и три на Корабельной) и четыре форта на Северной Стороне. Планировалось строительство отдельных укреплений у Балаклавской и Камышовой бухт. Решение по сухопутному фронту выполнено не было в первую очередь по экономическим соображениям, но послужило основой для дальнейших проектов. Вместо этого по предложению командующего войсками Одесского военного округа генерала Реона силами 5-й саперной бригады была проведена фортификационная подготовка позиций и исправлены земляные береговые батареи. Гарнизон Севастополя на тот момент составлял всего один батальон крепостной артиллерии пятиротного состава
Центром Северного обвода Севастопольской крепости, по-прежнему, оставалось Северное укрепление. Ров, вал, люнеты и батареи этой линии обороны были уничтожены уже к началу Второй Мировой войны, а прилегающая к Северному укреплению территория застроена. Исключение составлял ров и вал к западу от Северного укрепления, за которым, рядом с одним из бастионов укрепления в 1932-м году была построена стационарная зенитная батарея (форт ПВО) №78. До настоящего времени ни укрепления, ни сама батарея не сохранились, они были сильно повреждены во время обороны Севастополя, а затем окончательно уничтожены дачным строительством.
Так что можно считать, что эта линия в настоящее время уничтожена полностью. Перед этой линией укреплений шла цепочка т.н. «нагорных редутов». В ходе возрождения крепости, в конце 19в. на сухопутном обводе мало что изменилось. Земляные укрепления поддерживались в исправном состоянии, но не более того. Лишь в 1890-93г. Была предпринята попытка, усилить обвод, путем строительства бетонных казематов внутри земляных фортов. Несколько изменилась их форма, были добавлены земляные бастионы.
Подземные казематированные укрытия были построены в пяти фортах передовой линии. На редуте №8, недалеко от деревни Уч-Кую (Учкуевка) были произведены работы по отрывке котлована. Редуты числились вооруженными 9 (107мм) и 24 фунтовыми (152мм) орудиями, образца 1867г., а так же 6дм орудиями в 190 пудов, однако, реально, эти орудия установлены не были и находились на складах.
Лучше всего сохранилась оборонительная линия в районе балки Делагарди (иначе Лагерная балка) и Зеленой горы. В частично перестроенном виде сохранился редут «Виктория» (совр. конечная троллейбуса №7), входивший в эту систему. Это укрепление перестраивалось несколько раз (в последний раз уже после войны). На его территории еще до недавнего времени сохранялись развалины казармы и бетонный бункер, построенный в 90-е годы 19-го века.
Структура Южного участка крепости была примерно такой же, как и на Северной стороне. Линии сплошных земляных укреплений частично использовали укрепления союзников, «развернутые» в обратную сторону. Перед сплошной линией земляных укреплений находились отдельные форты, имеющие круговую оборону. Береговые батареи Южной стороны, имели возможность оказывать огневую поддержку сухопутному обводу. Укрепления сухопутного обвода числились оснащенными чугунными и медными орудиями, образца 1867г., (24 фунтовыми длинными и короткими пушками, и.т.д.), однако реально практически все их артиллерийское вооружение лежало на складах.
Сохранились остатки старого форта в районе пересечения современных улиц Вакуленчука и Руднева. Форт был построен в 1895-1902г.г. и получил наименование «форт "Литер А». Построен он в начале XX века по рекомендации в 1897 году комиссии по вооружению крепостей. Форт включен в состав Севастопольской крепости в 1905 году. В форте располагалась крепостная рота
Известно, что в 1905 году здесь находилась гарнизонная гауптвахта, на которой некоторое время содержался в заключении известный революционер Савинков. Во рву форта производились расстрелы участников Севастопольского восстания 1905г.
В период обороны Севастополя в форте находился командный пункт 1-го артдивизиона береговой обороны Севастополя (батареи № 30, 35, 10, 54, командир м-р Радовский). После войны форт был цел. Его разрушение началось в 70-е годы при строительстве 9-ти этажного дома. Ныне от форта почти ничего не осталось, он практически уничтожен современной застройкой. Сохранилась казематированная казарма и небольшой участок рва.
Поддерживались в исправном состоянии и укрепления «линии Камьеж», в которых примерно в это время строятся бетонные укрытия. Линия была использована во время второй обороны Севастополя в качестве «линии прикрытия эвакуации».
На Южной стороне ситуация с погребами боезапаса была несколько сложнее. Традиционно, для хранения боезапаса использовались склады в Лабораторной балке, однако катастрофа со взрывом этих складов, показала, что это место хранения небезопасно.
Частично решали проблему на 10-й батарее, и рядом с ней, однако их вместимость оказалась недостаточной. Возникла необходимость строительства погребов боезапаса, вынесенных за пределы городской черты.
В связи с этим, в 1891-92г.г. были начаты работы по строительству Херсонесских погребов боезапаса. Кроме того, батареи №12 и 13 имели свой тоннельный погреб, использованный в 1942 году для размещенгия штаба Приморской армии. Во время Великой Отечественной войны, в Херсонесских погребах располагался ложный командный пункт Приморской армии (с апреля по июнь 1942г.) и хозяйственные службы штаба. По данным немецких документов, вокруг погребов в последние дни обороны Севастополя шел упорный бой.
Для крепостной минной роты в районе городища Херсонес в 1902—1903 годах была построена казематированная минная станция, с которой можно было управлять крепостными заграждениями из гальванических мин.
Вторая станция была построена у батареи №9. Для хранения снаряженных мин предназначался отдельный тоннельный погреб, а для различного минного имущества в расположении минной роты имелось три тоннельных погреба, еще два тоннельных погреба были построены на берегу Карантинной бухты.
В сентябре 1890 года Севастопольская инженерная дистанция была преобразована в Крепостное инженерное управление, а к концу 1890 года в состав гарнизона кроме батальона крепостной артиллерии вошла 4-я минная рота, преобразованная в Севастопольскую крепостную минную роту. Одновременно из Николаева был переведен штаб флота, переведенный туда после Крымской войны, все флотские учреждения и четыре из шести флотских экипажей.
17 мая 1890 года Севастополь был официально объявлен крепостью 3-го класса. 1-я батарея на мысу Толстый и 10-я батарея на Мартыновом мысу, стали первым опытом строительства береговых батарей нового типа в Севастополе. Их конструкция во многом сходна, хотя отличаются материалы и методы строительства. Эти две батареи, были экспериментальными, их архитектура несколько отличается от архитектуры укреплений, построенных позднее.
Орудия на батареях, образца 1893-1902г. располагались за бетонным бруствером в одну линию, на небольшом расстоянии. Орудия (или пары орудий) разделялись лишь бетонными траверзами. Причем траверзы, часто, полностью не отделяли одно орудие от другого. Помимо этого они часто служили погребами для боеприпасов укрытиями личного состава или снаряжательными помещениями.
В 1895 году был утвержден новый план строительства оборонительных сооружений. По новому проекту для каждой из двух групп батарей, на Северной и на Южной стороне, были предусмотрены большие запасные погреба тоннельного типа. На Северной стороне два снарядных и один зарядный погреба располагались достаточно компактно в тылу батарей, (т.н. Нахимовские погреба, недалеко от причала катера на Радиогорке). Кроме того, большие пороховые лаборатории со складами находились в районе Сухарной и Лабораторной балок.
На Южной стороне погреба располагались сначала в Лабораторной балке и на батарее №10, а потом, при строительстве батарей № 12 и 13 снарядные погреба разместили в склоне под батареей N13, а зарядные - позади батареи, в Карантинной балке. Были модернизированы арсеналы в Георгиевской и Килен-балке.
С 1895года, строительство батарей было организовано по-новому. Если ранее массивы укреплений строились военными, то теперь постройкой новых укреплений и различных сооружений крепости занималось хозяйственное отделение через подрядчиков. Строительство военных заказов хорошо финансировалось, поэтому строительство сооружений считалось лакомым кусочком для предпринимателей, которые давали щедрые "откаты" чиновникам. Массивы строились очень быстро (но не всегда качественно, особенно на Северной стороне), а вот установка орудий велась военными, и прибылей чиновникам не приносила, поэтому шла крайне медленно.
Нужно сказать, что одновременно все батареи никогда не находились в строю. Не успев толком оснастить, вновь построенные береговые батареи, их начали тут же разоружать. Причиной этого явления стал опять бизнес.
Стоит отметить, что к 1895-му году в корабельном деле и в артиллерии произошла новая революция. Скорости судов возросли вдвое. Дальность стрельбы корабельных орудий так же возросла вдвое. По логике, нужно было оснастить Севастопольскую крепость новыми дальнобойными и скорострельными орудиями, но Военное ведомство на такие затраты пойти не могло и не хотело. Вместо этого, пытаясь хоть как-то «осовременить» морально устаревшую крепостную артиллерию, Военное ведомство в 1895 году выдало генералу Дурляхеру задание на модернизацию станка Семенова для 11 дюймовых орудий образца 1867г. К 1895 г. угол возвышения в 17 градусов, ограничивавший дальность стрельбы 5,3 километрами, был признан малым. Было решено увеличить дальность стрельбы крепостных орудий за счет увеличения угла возвышения ствола.
Дальность стрельбы снарядом весом 224 кг возросла с 5,3 км до 10,3 км, то есть почти в 2 раза. А поскольку военные заказы считались весьма выгодными, были немедленно начаты работы по модернизации орудийных станков. Особенным "рвением" в этом отношении отличался столичный (петербургский) заводчик Путилов. "Заинтересовав" чиновников ведомства, он получил заказ на модернизацию орудийных лафетов, в т.ч. и для Севастопольской крепости.
Первые 6 лафетов обр. 1870 г. (с батареи №9) убыли из Севастополя на переделку в Петербург на Металлический завод в 1897 г. Батарея №9 была полностью разоружена, и на батарее начались работы по модернизации фундаментов под орудия. Т.е. батарея простояла полностью вооруженной менее 4-х лет [6] .
Переделка станков затянулась, и до 1905 года (8 лет!) батарея простояла без орудий. В 1898 году с батареи №5 так же снимаются 3 шт. 11 дм. орудия, образца 1867года и их станки отправляются на модернизацию в Петербург. За модернизацию этих станков Путиловский завод получил всю сумму сразу, но выполнять обязательства не спешил. Только к 1 июля 1908 г. все десять 11-дюймовых пушек обр. 1867 г. стояли на станках с углом возвышения 35°. В 1895г. на Путиловском заводе началась переделка и станков Крупа, для орудий образца 1877г., (тоже по проекту Дурляхера).
Пытаясь хоть как-то осовременить батареи, оснащенные устаревшими орудиями, ГАУ решило ввести на вооружение крепостей 57-мм скорострельные пушки с хорошей баллистикой для использования их в качестве пристрелочных. Приказом по Военному ведомству № 31 от 28 февраля 1892 г. на вооружение принимается 57-мм береговая пушка Норденфельда.
Орудия этого типа предполагалось установить на флангах существующих береговых батарей для пристрелки, обеспечения противодесантной и противоминной защиты. Поскольку к 1890 г. Русское командование планировало вести бой с вражескими броненосцами на дистанциях от 0,5 км до 5 км, то 57-мм пушки могли обеспечить пристрелку на всех "реальных" дистанциях боя. Кроме того, 57-мм береговые пушки планировалось использовать для борьбы с миноносцами и десантом противника.
К 1904 г. в крепости состояло:
-восемь 11 дюймовых орудий обр. 1887г. на батарее №10
-семнадцать 9-дюймовых пушек обр. 1867 г. Двенадцать 9-дюймовых пушек на станках ситемы Дурляхера находились на батарее № 1 в боеготовом состоянии. Пять 9-дюймовых пушек с поршневым затвором, предназначенные для установки на батарее №9, лежали на складе на подкладках, а отдельно хранились 13 старых лафетов системы Семенова.
- восемь 11-дюймовых мортир, были установлены на батареях № 3 и №12 из которых 4 стояли на станках Расказова, а 12 — на станках системы Кокорина. Мортиры стояли на 12-й батарее (8 шт. на системы Кокорина ) и на 3-й батарее (4шт. на станке Расказова и 4 на станке Кокорина). Эффективность от стрельбы из этих солидных по калибру мортир была крайне низкой. Предельная дальность стрельбы из такой мортиры 160-кг снарядом составляла всего 5,5 км. Если учесть ее низкую скорострельность и низкую точность попадания, то ценность таких орудий вообще сводится на нет, но помятуя о том, как в 1877году был потоплен турецкий броненосец “Люфти-Джелиль”, ведомство упорно цеплялось за мортирные батареи .
[1] Славич. Путеводитель по Крыму. 1872г. Фотокопия. Архив автора.
[2] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[3] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[4] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[5] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.
[6] Информация приведена по данным из архива А.Б.Широкорада.