Россия - одна из крупнейших и могущественных стран мира наряду с США, Германией, Францией или Китаем. Но в отличие от своих экономических и стратегических соперников Россия не является крупным игроком на автомобильном рынке. Основной причиной можно назвать то, что еще 30 лет назад Россия была частью Советского Союза, а большинство отечественных автомобилей были либо весьма "спартанские" по комфорту, либо (да простят меня поклонники и любители нашего автопрома), за редкими исключениями, весьма сомнительного качества и надежности.
Многие марки авто продавались исключительно внутри страны, а те, что попадали в Западную Европу, не получили положительных отзывов. Но, несмотря на всё это, наш автопром породил немало интересных автомобилей, некоторые из которых даже можно считать коллекционными. Давайте посмотрим на 10 автомобилей, о которых большинство иностранцев, вероятно, никогда раньше не слышало.
1. Лада Нива
На самом деле, Лада Нива несколько известна в Европе, а вот из американцев довольно мало кто слышал об этом автомобиле. Это простой, даже аскетичный внедорожник с невероятными характеристиками по проходимости, а его незамысловатая конструкция и простота в обслуживании делают его практически неубиваемым.
Какой же факт о Ниве можно назвать самым впечатляющим? Трудно поверить, но этот автомобиль выпускается без каких-либо концептуальных изменений и обновлений с самого первого года выпуска - аж с 1977! Безусловно, с течением времени появлялись новые модификации, но базовые принципы конструкции остались.
Мини-внедорожник стал чрезвычайно популярным сразу после своего появления, во многом благодаря доступной цене. Экспортный потенциал Нивы оказался настолько велик, что машину поставляли и поставляют по сей день не только в Европу, но и в Африку, Южную Америку и на Ближний Восток. Кроме того, Лада произвела также несколько вариантов этой марки, таких как модели с удлиненной колесной базой и пикапы.
В разных странах Нива использовалась как военный автомобиль, машина скорой помощи и пожарная машина. Несмотря на то, что Нива до сих пор находится в серийном производстве, приобрести ее теперь можно в очень ограниченном числе стран, так как, к сожалению, автомобиль не соответствует современным стандартам безопасности.
2. Волга ГАЗ-24
Преемник более культового ГАЗ-21, в значительной степени спроектированный по конструкции Фордов 1950-х годов, ГАЗ-24 стал более угловатым по форме седаном с удлиненной колесной базой и с гораздо большей мощностью двигателя.
Появившись в 1970 году, ГАЗ-24 был представлен в трех вариантах - седан, универсал и даже кабриолет (хотя последний использовался только в армии и не был доступен для обычных гражданских автомобилистов). Ранние модели оснащались 2,5-литровым 4-цилидровым двигателем мощностью 85 лошадиных сил. А всего через 5 лет, в 1975 году, Горьковский автозавод выпустил Волгу с солидным 5,5-литровым V-образным 8-цилиндровым мотором, мощность которого достигала уже 190 лошадей.
Очередное обновление модели ГАЗ-24 произошло 1977 году, когда автомобиль предстал с новой приборной панелью, некоторыми функциями для повышения безопасности и небольшими обновлениями двигателя. Последняя модернизация, проведенная в 1985 году, получила название ГАЗ-24-10, когда системы автомобиля упростили для целей массового производства. Волга ГАЗ-24 выпускалась вплоть до 1992 года, до тех пор пока ей на смену не пришел ГАЗ-3102. И хотя ГАЗ-24 не был такой популярной экспортной моделью как Нива, автомобиль экспортировался во многие страны Восточной Европы, Азии и Африки.
3. Москвич 408
В 1964 году один из крупнейших советских автопроизводителей, завод АЗЛК, выпустил один из самых своих популярных автомобилей - Москвич 408. Он пришел на смену Москвичу 407 - небольшому семейному автомобилю - и серийно производился до 1976 года. В отличие от Волги, о которой написано выше, эта машина была меньше, дешевле и оснащалась более экономичными двигателями.
Было доступно два варианта: 1,4-литровый четырехцилиндровый бензиновый и 1,8-литровый четырехцилиндровый дизельный двигатели. Бензиновый развивал мощность до 50 лошадиных сил, в то время как дизельный, который в основном поставлялся на экспорт, незначительно превосходил бензиновый на 4 л.с. - целых 54 лошадки.
Собирали эти автомобили на двух заводах в СССР. Но также сборках производилась и в Бельгии, в основном для экспортных рынков. Автомобили бельгийской сборки продавались в Европе под названием Elite, а в самой Бельгии носили имя Scaldia. Моторы в них были дизельные, мощностью 52 л.с.
Под маркой "Москвич" мы все знаем такие легковые авто, как седаны и фургоны (в том числе и трехдверные), и даже специально переоборудованные машины скорой помощи, если кто помнит. С 1967 по 1976 годы на смену 408-му пришел Москвич 412, который по сути был слегка улучшенной версией 408-го. У него был салон получше и двигатель помощнее. В 1976 году обе эти модели были сняты с серийного производства, а вместо них появился Москвич 2140.