12 апреля 1961 года – первый полёт человека в космос ;
излишне напоминать, но ведь и не удержишься, что его совершил наш соотечественник Юрий Гагарин !
.
Казалось бы, человеческий цинизм способен опорочить и девальвировать всё. Не хочется вспоминать случаи, когда величайшие проявления героизма и несгибаемости духа наших великих соотечественников оказались опошленными и низвергнуты в низкопробные анекдоты…
Но есть, есть в нашей истории подвиги, свершения, которые не опорочить никаким недругам! Полёт Юрия Гагарина – из их числа.
Говорят, что это была авантюра, что в гонке за рекордом Королёв шёл на неоправданный риск, даже что Гагарин полетел не первым и что до него уже погибали советские космонавты…
И не понимают те искатели дутых сенсаций, что тем самым только возвеличивают значимость события 12 апреля 1961 года , ибо даже если бы всё это оказалось правдой, тем грандиознее подвиг!
…По телевидению регулярно показывают сюжеты о том, что современная молодёжь слабо знает историю Отечества. Так вот, что касается космоса и лично Гагарина, тут всё же дело обстоит как-то хоть чуть получше.
Потому что во веки веков, сколько бы ни существовало человечество, в истории навсегда останется факт: первым в космос поднялся и совершил орбитальный полёт гражданин Советского Союза Юрий Гагарин на корабле, который построил Сергей Королёв! Слава!
К слову, Сергей Королёв родом из украинского города Житомир, где сохранился дом, в котором он проживал в детстве. В городе действует прекрасный музей космонавтики. А одна из центральных площадей Житомира носит имя Королёва, и на ней установлен памятник этому создателю космических кораблей. И на него там уже натягивали вышиванку…
Как водится, накануне столь значимого юбилея по телевидению всплеснулась волна интереса к событиям 60-летней давности. Многое из того, о чём говорилось в передачах, известно… Но некоторые моменты оказались для меня внове.
Интересны размышления Германа Титова о Гагарине.
О том, что Титов отчаянно завидовал Гагарину, что именно Юрий Алексеевич стал Первым, говорили и писали много. А вот – из услышанного в эти дни.
В одном интервью Титов как раз об этом и говорил: мол, я завидовал; а случись всё наоборот, Юра мне бы не завидовал. Почему? – не понял интервьюировавший.
- Потому что он был таким человеком! – ответил Герман Степанович.
На мой взгляд, блестящая характеристика им обоим – душе первого и честности второго.
И второе.
Об этой истории я, в общем-то, слышал, однако размыто и не в столь компактном формате.
Общеизвестно, что Гагарин тяготился ролью свадебного генерала. Он хотел летать, хотел заниматься практической работой, а вместо этого ему приходилось заседать, встречаться, произносить речи… Конечно, не сомневаюсь, что всемирная слава и всенародная любовь – штука приятная; однако же, точно так же не сомневаюсь, что они и утомляли. После гибели Владимира Комарова, у которого Гагарин был дублёром, о полётах в космос пришлось забыть – соответствующий запрет поступил из Кремля. Да что там космос – самолёт поднимать в небо, и то запретили (как оказалось, правильно сделали).
Что касается государственной и общественной деятельности, Гагарин добросовестно выполнял свои обязанности. Однако же и у него случился прокол, о котором хочется рассказать.
Дало в том, что в какой-то момент Юрий Гагарин заступил за пределы дозволенного идеологического коридора. Уж сознательно он это сделал, или занесло на повороте, решил, что с высоты его положения допустимо и попрать некоторые идеологические догматы – кто знает.
Выступая на съезде комсомола, Юрий Алексеевич высказался, что с точки зрения патриотизма не мешало бы восстановить разрушенные Триумфальную арку и Храм Христа Спасителя, построенные на народные деньги, в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.
Комсомольское руководство оказалось в шоке, и в бешенстве, и в панике, и в растерянности… Выступи с подобным заявлением кто другой, последствия нетрудно себе представить: задвинули бы и исключили (времена стояли либеральные, так что более суровых последствий, скорее всего, не последовало бы). Но Гагарина ведь не задвинешь – тем более, когда он уже выступил, и его услышали тысячи комсомольских активистов всей страны!..
…Ситуацию легко и просто разрулил Леонид Ильич.
Он высказался в том духе, что ничего страшного не произошло, и паниковать, соответственно, нечего: Гагарин советский человек, имеет право иметь своё мнение и высказывать его с любой доступной ему трибуны. Тем более, что заботится он о патриотическом воспитании. На восстановление Храма в казне денег нет, а вот Триумфальную арку – восстановим! – просил Брежнев передать съезду.
И восстановили!
…С юбилейным Днём космонавтики, страна!