Сейчас здесь находится театр «Зазеркалье», а в девяностые — царила свобода и анархия. Рассказываем о великом и ужасном петербургском рок-клубе «Тамтам».
В 1991 году на Малом проспекте Васильевского острова появилось необычное место, которому суждено было стать культовым. Усилиями Всеволода Гаккеля, виолончелиста группы «Аквариум», в Петербурге возник клуб под названием «Тамтам» (он же TaMtAm).
«Тамтам» своей атмосферой отлично отразил эпоху девяностых. Во времена малиновых пиджаков, «новых русских» и нежного голоса Юры Шатунова люди искали альтернативу. Молодым (да и не только) душам нужно было место, где можно самовыражаться, забывать обо всём и не чувствовать никаких границ. И такое место появилось.
Четкого критерия, кто мог выступить в клубе, не было. По рассказам музыкантов, вечера выступлений разделялись на «панковские» (тогда сюда стекались поклонники «Короля и Шута», «ПТВП» и «Химеры») и «нейтральные» (в один из таких дней на сцене «Тамтама» была возникшая в 1994-м группа «Сплин»). Так, клуб стал пристанищем для самых разных субкультур.
В какой-то момент «Тамтам» превратился в своего рода сквот — здесь обитали люди неизвестного происхождения. Сюда ходили скинхеды и хиппи, панки, анархисты и самые обычные студенты. Это было радикальное место, непохожее ни на какое другое: с облавами, запрещёнными веществами, драками до полусмерти, перфомансами с применением человеческой крови... Но что, пожалуй, главное: «Тамтам» сформировал целое поколение нового петербургского панк-рока.
Коллектив клуба Тамтам, 1993 г. / Собака.ру
Клуб просуществовал пять лет, после чего ушёл в небытие и стал определённой мифологемой современности. О нём слагались самые разные легенды — говорят, что наркотики впрыскивали человеку из шприцов в рот прямо на входе... Впрочем, мифом всё это было или нет, уже не так важно. Главное, что клуб был и остаётся одним из самых интересных мест в культуре 1990-х.
Цитата:
«Тамтам» был именно такой космопорт, то есть это место было реально заполнено инопланетными людьми, причем совершенной разными, у каждого со своими тараканами, со своими идеями, радикально отличающимися друг от друга. И при этом существовала такая атмосфера общности, дружбы, общения, ты всегда мог с кем-то пообщаться».
Илья Черт (группа «Пилот»)