Если бы не выставка в краеведческом музее, посвящённая кавалерам ордена Александра Невского, возможно, мы так и не услышали бы и о других земляках, удостоенных столь высокой награды. Именно это событие помогло открыть новые имена героев Великой Отечественной. В частности, пугачёвец Пётр Николаевич Лакутин, узнав о возросшем интересе к обладателям такого знака отличия, предоставил сотрудникам музея документы, подтверждающие, что его отец Николай Андреевич, тоже отмечен орденом, учреждённым в честь великого русского князя.
Воспоминания, что душу рвут
- Он не любил рассказывать о войне, – признался Пётр Николаевич в ответ на нашу просьбу поделиться подробностями фронтовой биографии Лакутина-старшего. – Мрачнел, когда речь заходила о том времени, переводил разговор на другую тему. Тем более не кичился наградами. Теперь, спустя десятки лет, я стал понимать его. Хотя, конечно, жаль, что так мало знаю о боевом прошлом отца.
И всё же с помощью Интернет-ресурсов, хранящих сведения об участниках Великой Отечественной, и воспоминаний сына удалось составить портрет нашего мужественного земляка, который попал на фронт практически сразу после нападения гитлеровской Германии, прошагал долгий и трудный путь, освобождая от вражеских полчищ родную землю и порабощённые страны Европы. А также узнать о его последнем поступке в мирное время, ставшем достойным продолжением боевых свершений, но, к сожалению, сократившим жизненный путь.
Деревеньки, где Николай Андреевич появился на свет, на карте области больше нет – Мордвиновку, как и другие окрестные населённые пункты, затопило после строительства Саратовской ГЭС. А накануне Октябрьской революции, в 1916-м, жизнь в селе кипела, и семьи пополнялись детьми. Вот и у Лакутиных родился ещё один сын Николай. Каким было его детство, неизвестно, но стоит предположить, что нелёгким. Ведь в ту послереволюционную эпоху крестьянские ребятишки и трудиться вынуждены были почти наравне со старшими, и времена голода застали…
В 1937-м Николая призвали на службу в РККА, где он прошёл серьёзную армейскую подготовку, поэтому войну встретил не зелёным юнцом, а младшим офицером артиллерии. На фронте оказался уже через несколько дней после вторжения нацистов – 26 июня 1941-го. Командовал 1-м огневым взводом батареи 45-миллиметровых орудий 635-го стрелкового полка 143-й стрелковой Конотопской Коростенской Краснознамённой ордена Александра Суворова дивизии, которой довелось воевать в составе Западного, Центрального, Брянского, Юго-Западного, 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусского фронтов, отражая жестокий и яростный напор врага в первые месяцы войны и отчаянное сопротивление в последние.
Огнем сопровождающий пехоту
«8 сентября 1943-го в бою за деревню Путивец Дубовязовского района Сумской области т. Лакутин, следуя со взводом в боевых порядках подразделений полка, как по указанию командования, так и по собственной инициативе уничтожил до 7 пулемётных точек противника. На участке, где двигался взвод т. Лакутина, не действовал ни один пулемёт противника. Во время же контратаки со стороны противника, когда стрелковые подразделения немного отошли с занимаемого рубежа, т. Лакутин, очутившись впереди пехоты на расстоянии до 300 метров, продолжил огнём своих орудий отражать контратаку. Когда снаряды все были израсходованы, а враг наседал всё ближе, т. Лакутин стал отражать атаку врага огнём автоматов и винтовок, уничтожив до взвода пехоты противника. Контратака была отбита ещё до подхода стрелковых подразделений», – узнаём мы из наградного листа, оформленного для представления нашего земляка к ордену Красной Звезды.
Другие боевые награды, в том числе медали «За отвагу», «За победу над Германией в годы войны 1941-1945 годов», ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, Александра Невского, которыми Николай Андреевич никогда не хвастался, также завоёваны в тяжёлых кровопролитных сражениях. Ещё в одном документе зафиксировано:
«За весь период боёв с 15 по 30 января 1945 года при прорыве обороны противника в районе деревни Ольшевница Старая Варшавского воеводства, форсировании реки Вислы, при преследовании врага т. Лакутин, умело командуя своей батареей, огнём своих орудий подавил до 10 огневых точек противника, чем способствовал стрелковым ротам смело подняться в атаку и ворваться в траншеи врага, уничтожив при этом 100 немецких солдат. Потом, сопровождая огнём своих орудий пехоту, помог наступавшим стрелкам прорвать оборону противника на всю её глубину и форсировать реку Вислу».
Это представление готовили для награждения Николая Андреевича орденом Отечественной войны, но поскольку у командира батареи уже были такие знаки отличия, руководство решило отметить его орденом Александра Невского, которого удостаивали офицеров, выполнивших боевую задачу с минимальными материальными и людскими потерями.
Награды, что воспринял как упрек
- Но, конечно же, отцу не раз доводилось видеть, как гибнут его боевые друзья – на войне это неминуемо. Как теперь понимаю, и потом, в мирное время, он не мог забыть об этом. Думаю, поэтому упоминание о наградах для него было словно упрёк. Ведь он жив, его заслуги оценены государством, а другие полегли на поле боя, заплатив за освобождение Родины самую высокую цену, – поделился своими выводами Пётр Николаевич. И добавил, что отец как истинный сын Отечества, патриот переживал в первую очередь за страну, народ, поэтому чувствовал себя ответственным и за боевых друзей.
Понятно, что такой человек не прятался от пуль за спинами товарищей. Но при этом осколки вражеских снарядов настигли Лакутина лишь однажды. Ранение он получил незадолго до окончания войны при взятии города Шпандау в окрестностях Берлина. Там в госпитале в апреле 1945-го и закончился его боевой путь. В спешке и неразберихе наступательных сражений подразделение утратило связь с раненым комбатом. Капитана артиллерии сочли пропавшим без вести и внесли в списки безвозвратных потерь. Кстати, там появились и другие уроженцы Мордвиновки с такой фамилией.
Кроме Николая Андреевича в этом перечне красноармеец Михаил Андреевич Лакутин 1905 года рождения, пропавший без вести в сентябре 1941-го, красноармеец Пётр Иванович Лагутин 1926 года рождения, пропавший в декабре 1944-го, красноармеец Василий Антонович Лакутин 1907 года рождения, сражавшийся в 868-м стрелковом полку и пропавший в 1943-м, сержант Иван Антонович Лакутин 1901 года рождения, погибший в январе 1945-го в городе Алленбурге Восточной Пруссии.
Совпадение места рождения и других данных нельзя назвать случайностью, да и Пётр Николаевич отметил: семьи в довоенное время были большими – Лакутиных набиралось полдеревни. Так что можно предположить, что речь идёт о родственниках Николая Андреевича, как и он, сражавшихся с врагом. Но вернуться домой после занесения в такой список удалось лишь ему.
- Наверное, это не было случайностью, – размышляет Лагутин-младший, – ведь, как я помню, моя бабушка, мать отца, была очень набожной, молилась днём и ночью, ходила по святым местам. Может быть, именно её вера и молитва и уберегли отца от смерти.
Иначе он просто не мог
После войны Николай Андреевич продолжил верой и правдой служить Отечеству на мирном фронте. Трудился на железной дороге. Какое-то время жил с семьёй в Армавире, который является важным железнодорожным узлом Краснодарского края. Там и родилось двое из четверых его детей, в том числе Пётр. Потом Лакутин с домочадцами переехал на Дальний Восток, в село Лебединое Хасанского района Приморского края, расположенное неподалёку от границы с Кореей.
Годы детства на окраине земли, как воспринимал это местечко Пётр Николаевич, ему хорошо запомнились. Однажды не удержался и спросил отца, почему тот решился переехать из крупного южного города в такую глухомань с холодной зимой и дождливым летом. На это Лакутин-старший заметил, что иначе просто не мог, ведь был партийным агитатором на железной дороге, призывая молодёжь ехать на Дальний Восток развивать народное хозяйство.
Но, повидав столько разных мест, мужчина не переставал думать о родном крае и, пришло время, – вернулся сюда. Устроился на станцию Пугачёвск, где и работал до пенсии. Потом, когда уже был на заслуженном отдыхе, руководство сельсовета Захаркино, соседствующего с Мордвиновкой, стало настойчиво уговаривать Лакутина поработать зимой в котельной. Фронтовик, по словам сына, был такой добрый и безотказный, что не мог не согласиться. Как-то во время дежурства он вышел прочистить от снега дорожку к котельной, а в ней произошло возгорание. Испугавшись, что взорвётся солярка, Николай Андреевич бросился сбивать пламя и получил сильные ожоги, от которых вскоре скончался в областной больнице.
- Незадолго до этого, стоя у его кровати, я попытался было упрекнуть его: дескать, зачем побежал туда – знал ведь, что это опасно! – вздыхает, заново переживая тот трагический момент, сын. – Попробуйте угадайте, что он ответил!
Н. ТРОФИМОВА
Подписывайтесь на самые свежие новости города Пугачева в социальных сетях, а также заходите к нам на сайт провинциальная-жизнь.рф !