Найти тему
Открытая семинария

Закхей - маленький большой человек

Есть в Библии один маленький человек, маленький герой веры, который мне очень симпатичен. Зовут его Закхей:

Евангелие от Луки 19:1-10: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Закхей для меня – подлинно герой веры. Посмотрите на те чудеса и исцеления, о которых идет речь в Евангелии до встречи Христа с Закхеем. Что за люди обращались к Иисусу Христу с просьбами? Больные, нищие, умирающие. Люди, доведенные до отчаяния. Женщина, страдающая кровотечением, слепой, хромой… Уже умерших Христос воскрешал. Однажды подошел богатый молодой человек, но когда Иисус сказал, куда он должен инвестировать свои капиталы, тот сразу удалился. А вот Закхей – это настоящий герой. Человек весьма богатый, человек, у которого было все, который сам проложил себе дорогу сквозь жизнь.

-2

Мытарями не рождались, мытарями становились. Никто из уважаемых, авторитетных людей не пошел бы в мытари. Это были люди, произошедшие из низших сословий. Это люди, которые решили: «Я буду делать, что угодно, буду врать, буду красть, буду использовать силу, но я добьюсь того, что мне надо в жизни; я никогда не буду голодать, я никогда не буду в нужде, я достигну большой власти».

Это был человек небольшого роста, а маленькие люди часто стремятся компенсировать свой рост через то, что они достигают в жизни, через то, к чему стремятся. Так, Наполеон был маленького роста, но если бы не его малый рост, он, может, и не стал бы Наполеоном. Если бы Закхей был чуть-чуть повыше, он бы, наверное, не стал начальником мытарей. Это человек, который поставил на карту всю свою жизнь: идти вперед, чего-то добиваться. И он многого добился. При этом, конечно, он и потерял многое: его не любили, это был человек грешный, отверженный, как все мытари. Это был человек, что называется, продажный, продавшийся властям, пошедший против народа. Но его это мало волновало. Он шел к своей цели, и он добился. Мал – да удал.

Но подлинное величие этого человека не в том, чего он добился, а в том, что он сумел понять и осознать, что есть что-то такое в жизни, чего люди не могут купить за деньги. Есть что-то такое в жизни, чего всей своей напористостью, всем своим нахрапом, всей своей хваткой он не может захватить и удержать. Есть что-то в жизни, чего он не может. Господь вложил в каждого человека чувство какой-то тоски, какой-то безысходности, какого-то одиночества. И это чувство – оно так глубоко находится в человеке, оно так сильно запрятано, что его очень тяжело найти и нейтрализовать. Это мучительное чувство, но и спасительное.

-3

Однажды зимой я поехал отвозить людей на станцию. Обратно прихожу – у меня сигнализация не работает. И машину невозможно завести. А сигнализация была так спрятана, что пришлось разобрать чуть ли не полмашины, чтобы ее найти. И я уже ругал эту сигнализацию, говоря: «Зачем она у меня только есть? С восьми до двенадцати часов ночи проторчать на лютом морозе кое-как одетым… Зачем она только нужна, эта сигнализация, если она не дает ехать? Зачем ее так запрятали?»

Господь в каждом человеке глубоко «запрятал» нашу «сигнализацию» – чувство неудовлетворенности. Оно для чего-то нам нужно, хотя часто мы пытаемся докопаться до него, найти, в каком уголке сердца, в каком уголке нашего мозга оно находится; найти – и избавиться от него.

Разрабатываются разные программы, психологические тренинги, семинары для развития самоуверенности, чтобы поверить в себя, настроить себя на позитивные мысли, чтобы никогда не болеть, не страдать, чтобы не приходило плохое настроение. Изобретаются разные способы того, как найти и обезвредить этот «жучок», эту маленькую сигнализацию, заложенную в каждом человеке.

Была она и в Закхее. Он пытался как-то обезвредить это чувство, пытался его заглушить. Есть старая негритянская песня, которая мне очень нравится. Эту песню пели люди на плантациях: «Иногда я чувствую себя одиноко, как ребенок без матери». Слова эти повторяются много раз: «Иногда я чувствую себя, как ребенок без матери». В этой песне задается вопрос: «Почему?» Есть и ответ: «Не знаю». Вот и вся песня: очень простая песня.

Действительно, почему человек так себя чувствует? Чувство одиночества, чувство тоски, которое так присуще славянским народам, было и у Закхея. Люди обычно пытаются заглушить это чувство чем угодно: телевизором, музыкой, едой, деньгами, алкоголем – всем. Настоящим мастером в попытке заглушить это чувство одиночества был Соломон. В своей книге Екклесиаста Соломон писал, что он делал со своей жизнью:

Царь Соломон
Царь Соломон
«Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме, и придавал сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудрость и все, что делается на земле. И предал я сердце мое, чтобы познать мудрость и познать безумие, и глупость. Вздумал я в сердце своем услаждать тело мое вином; я предпринял большие дела, построил себе дома, посадил себе виноградники, посадил себе сады и рощи, и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы, для орошения из них рощей, произращающих деревья, приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех. Собрал я себе серебра и, и драгоценностей от царей, завел я себе певцов и певиц, и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме. Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»

В чем величие Соломона? В том, что он выстроил дворцы, выкопал водоемы, насадил рощи? Не в этом его истинное величие. Его величие в том, что он оставил в себе право на то, чтобы взглянуть на все и сказать: все это суета! Все это томление духа! Вот в чем было настоящее величие Соломона. Не в том, что он совершил великие дела, а в том, что он увидел, что все это не главное, что все это суета сует, все это томление духа. Может быть, хула на Святого Духа, о которой говорит Господь, в том и состоит, чтобы заглушить в себе томление Духа, напитать человека суррогатами, напитать тем, чем пытался напитать себя Соломон: музыкой, домами, вещами, развлечениями, пьянками.

-5

Даже религия может заглушить в человеке то, что нельзя заглушать. Даже религия может быть суррогатом для человека, даже религия может быть, как сказал классик, «опиумом для народа». На самом деле Иисус Христос говорит, что самый страшный суррогат для человека, самый страшный заменитель, который человек принимает внутрь – это фарисейская закваска. Это та закваска, которая все мелочное, ничтожное, жалкое, что есть в человеке, поднимает, раздувает до тех пор, когда его начинает «пучить» от своей праведности. Вот она, фарисейская закваска. Она поднимает всякую ерунду в человеке и наполняет его так, что ему и есть не хочется. Человек думает, что он сыт, пресыщен, а он пухнет от голода. Тем и страшны фарисеи, обходящие море и сушу. Ложная сытость – с одной стороны, поиск суррогатов – с другой.

Наверное, Закхей прошел через все это. Но он что-то слышал об Иисусе Христе, слышал что-то такое, что заставило его подумать: может, этот Человек какой-то другой? Мытари прекрасно знают человеческую природу, это великолепные психологи: они знают, на кого как можно надавить. Они знают всех вокруг, потому что ото всех этих людей к ним стекаются средства. Они знают всю подноготную человека, знают все людские слабости, потому они бывают так успешны. Закхей знал людей, он знал, что в человеке, он думал: «Может быть, есть человек, который был бы не такой, как все, другой? Но что он может дать мне, Закхею?» Он слышал, что Иисус любил народ, он слышал, что Он общался с грешниками, он слышал, что у Него есть какая-то власть и твердость, и мягкость, и любовь – все вместе. Закхей слышал, что Иисус, когда проходит, когда говорит с людьми, называет их дочерьми, чадами, сыновьями. Он как будто обращается к Своим детям. У Него сила, у Него же и мягкость. Может быть, у Закхея никогда не было отца, может быть, это то, чего ему так не доставало.

-6

Чтобы в жизни у нас ни было, мы будем искать то, для чего мы созданы. Мы будем искать самое главное, чего нельзя удовлетворить никакими игрушками. Соломон, который был самым великим, самым мудрым, никак не мог удовлетворить себя. Что бы с нами ни было, мы будем искать то, для чего мы созданы – будем искать любви. Мы будем искать того, чтобы кто-то любил нас так, как Бог любит, и чтобы мы любили кого-то так, как только может любить Бог. И пока этого нет, человек не успокоится. Отношения между людьми способны приблизить нас к пониманию Божьей любви. Величие и несовершенства земной любви, которые очевидны, способны показать человеку, что существует нечто большее. Но никто из людей не мог любить так, как только может любить Бог.

А кто вообще любил Закхея, кто мог любить Закхея? Есть люди, которых легко любить. Есть люди, которых крайне сложно любить. А есть люди, которых невозможно любить. Этот маленький вредный человечек, который был «кровопийцей», начальником мытарей. Кто же будет любить такого человека? Но прошел слух, что Иисус по-другому смотрит на людей, Он смотрит по-другому и может любить самого безнадежного. И Закхей полез на смоковницу. Вот позору было этому именитому человеку!

Много Закхеев полезли бы сегодня на смоковницу, чтобы увидеть Того, Кто их может любить, чтобы увидеть Бога – если бы только их не видели другие люди, не смеялись бы над ними. Знаете, сколько Закхеев хотели бы подъехать к тому месту, где проходит Иисус, подъехать на лимузине и через зеркальное стекло посмотреть на Христа – чтобы их при этом никто не видел. Стыдно, что другие люди увидят их веру – просто веру. А Бог ждет чего-то другого.

-7

Но такова природа веры, что она должна проявлять себя на людях. Все те чудеса, все те столкновения с людьми, которые были прежде у Иисуса Христа, они все были на людях. Вот женщина, которая хотела тайно прикоснуться к Иисусу. Но вдруг все ее проблемы стали явными для людей. Двенадцать лет кровотечения! Все узнали об этом, все! Все, чего люди так боялись, все при прикосновении к Иисусу становилось явным.

Такова природа веры – она проявляется на людях. Ты не можешь наблюдать за Иисусом из своей комнаты, из окна; ты должен подойти к Нему или, в крайнем случае, залезть на дерево. Христос Сам шел в Иерусалим для того, чтобы подняться на дерево, на самое позорное дерево. Если над Закхеем смеялись и издевались, когда он лез на смоковницу, то, как издевались над Христом, когда Он взошел на дерево.

Христос, Который знал, что Он взойдет на крест, Он особым образом относится ко всем, кто влезает на дерево. Он замечает их. Он заметил Закхея, Он заметил, что этот маленький человечек сделал, Он отметил подвиг этого человека, Он увидел, что для этого маленького человека залезть на дерево было маленьким крестом. И Христос, который шел, чтобы Самому залезть на дерево, сумел оценить это. Он может оценить каждый крест, который мы несем, потому что Он видит крест там, где другие его не видят.

Для других это был смех, а Иисус Христос видит крест даже в разветвленном смоковном дереве. Он видит крест в нашей жизни, там, где другие его не видят, там, где другие могут не понять, могут осмеять. И, между прочим, Закхей был последним уверовавшим в Иисуса до того времени, как Он взойдет на крест. Все! Помните, кто следующий с верой обратится к Иисусу по Евангелию от Луки? Разбойник на кресте.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.