Не поддается никакому описанию. Судьба знаменитого художника Поля Гогена за 10 минут

10K прочитали

В 30 лет он ещё был богатым брокером на Парижской фондовой бирже, имел роскошный особняк, прекрасную жену и 5-х милых детей. Когда он решил стать художником, то изменил свою жизнь на все сто процентов. Он хотел предъявить миру собственное видение, свою манеру письма, свои краски, свои образы, показать мир таким, каким он его видел и любил. И он не предполагал даже, чего это ему будет стоить. Этого человека звали Поль Гоген.

"Автопортрет с желтым Христом" Поль Гоген 1890-1891 годы (Яндекс.Картинки)
"Автопортрет с желтым Христом" Поль Гоген 1890-1891 годы (Яндекс.Картинки)

Детство

Поль Гоген родился в Париже в 1848 году - в год французской революции 48 года. Вихрь событий так завертелся, что его отцу, который был журналистом очень левых убеждений, пришлось взять свою семью и бежать из страны. В 1849 году они погрузились на корабль и отправилась в Южную Америку. Мать поля Гогена была родом из Перу. Там жила её богатая родня. Первые годы своей жизни Гоген находился в весьма экзотической стране: люди с разными оттенками кожи, яркие насыщенные краски тропического пейзажа наложили на него совершенно определенный отпечаток.

Юность

Когда Полю исполнилось 7 лет, мать забрала детей и вернулась обратно в Париж. Он был способным мальчиком, поэтому быстро овладел французским языком, освоился, получил начальное среднее образование. В безудержном порыве детской мечты в возрасте 17 лет он нанимается на флот. Сначала торговый флот, затем переходит во французский военный флот. Гоген оплавал половину земного шара: Англия, Южная Америка, Патагония, Полинезия. Это были удивительные страны, которые он перевидал уже по второму разу. Муза дальних странствий не будет его оставлять всю жизнь. Через 7 лет он дослужился до лейтенанта военного флота и решил закончить карьеру мореплавателя.

Молодая семья

В Париже в 1872 году друг семьи устраивает Поля брокером на биржу. И всё очень здорово получается: он хорошо зарабатывает, влюбляется в датскую красавицу Метту Гад и женится. Образуется счастливая семья, один за другим родились пятеро прекрасных детей. Гоген так хорошо справлялся с работой, что разбогател и стал почтенным парижским буржуа.

Ну, что человеку ещё надо? Дело в том, что когда заводятся деньги, то надо их тратить. Гоген стал собирать картины в своем особняке и, присмотревшись к ним, решил сам попробовать писать. По-началу это было совершено любительское занятие. У него был коллега и друг Эмиль Шуффенекер. Вместе они стали посещать, так называемый, класс воскресных художников. Метта была рада занятию мужа. Действительно, что плохого? Если бы она только знала, чем всё это кончится.

Знакомство с импрессионистами

В один прекрасный день Гоген знакомится с импрессионистами. Среди них были разные художники, но один был особенно добр и внимателен к начинающим художникам. Звали его Камиль Писсарро. Писсарро берет Поля под своё крылышко и дает ему несколько уроков. Собственно это вся школа, которую прошел Гоген. Больше он не учился живописи. Всё что он получил, он получил от Писсарро. Более того Писсарро помог ему выставляться на выставках импрессионистов.

"Сена возле Йенского моста" Поль Гоген 1875 год
"Сена возле Йенского моста" Поль Гоген 1875 год

Это уже начало 80-х годов. Гоген выставляется скромно на выставке импрессионистов, его не очень там замечают. И действительно, его пейзаж можно не заметить. Там есть художники поярче. Но в 1883 году он выставляет картину “Шьющая женщина”:

 “Шьющая женщина” Поль Гоген 1880 год (Яндекс.Картинки)
“Шьющая женщина” Поль Гоген 1880 год (Яндекс.Картинки)

Он написал женщину за вышиванием. Служанка, которая была у них в доме согласилась позировать обнаженной. Картину заметили. Была положительная оценка со стороны авторитетного критика, что совершенно сбило Гогена с толку.

Искусство взамен семьи

Как мало надо таланту - немножко похвалы, немножко лести. Гоген бросает биржу и с упоением начинает писать картины, которые естественно никто не покупает. Постепенно накопленное состояние рассеивается по ветру, всё-таки семья из семи человек. Метта надеялась, что муж одумается и вернется на биржу, но Поль день и ночь проводил перед холстом. Когда финансовое положение стало совсем невыносимым, Гоген взял семью и отправился в Данию в Копенгаген. К теще и тестю. Там он тоже немножко пишет. Но состоятельное буржуазное семейство увлечений зятя не разделяет. Он там просто задыхается. А они крайне им недовольны. В 1885 году Гоген забирает одного из сыновей и уезжает в Париж. Туда, где настоящая жизнь, где искусство, где художники, где выставки и где его совершенно не ждут. С Меттой он будет ещё долго переписываться, но в общем с ней покончено. Семьи больше никогда не будет.

Понт-Авенский период

"Понт-Авен, пригород" Поль Гоген 1894 год
"Понт-Авен, пригород" Поль Гоген 1894 год

Жить в Париже дорого. Кроме того Гогена привлекает и будет привлекать всю жизнь простое пребывание в этом мире. Он ищет естественности. И в этих поисках уезжает на северо-запад Франции в регион Бретань. В городишко под названием Понт-Авен. Там Гоген собрал нескольких художников, которые вошли в историю искусства под названием Понт-Авенской школы. Именно там складывается представление Гогена о живописи, какой бы он хотел её создавать. Он продумывает собственный способ написания картин и дает ему название - синтетизм. (Подробно о синтетизме Гогена). Надо сказать, что даже в Понт-Авене в этой архаической Бретани среди крестьян Гогену тоже не очень сидится. Он вдруг берет себе в компанию одного молодого художника Лаваля и едет в южные моря. Муза дальних странствий толкает его путешествовать. Но денег хватило только доплыть до Панамы, а дальше нет. Они возвращаются в Понт-Авен. Однако там ему не нравится обилие туристов.

Ван Гог считал Гогена гением

"Ван Гог рисует подсолнухи" Поль Гоген 1888 год (Яндекс.Картинки)
"Ван Гог рисует подсолнухи" Поль Гоген 1888 год (Яндекс.Картинки)

В 1888 году, уступая настойчивым просьбам Винсента ван Гога он приезжает в Арль. Ван Гог считал Гогена гением. Они познакомились ещё в Париже, подружились и переписывались. Ван Гог, который относился к успехам своих друзей с необычайной открытостью, мечтал о некоем объединении художников. Первой ячейкой такого сообщества ему представлялась совместная жизнь с Гогеном. Ван Гог в восторге снимает ему комнату, обставляет её мебелью. Когда Гоген приехал, оказалось,что мечта была ошибочной. Это совершенно два разных характера. Очень легковозбудимый, нервный, травмируемый Ван Гог. И прирожденный лидер с дурным характером Гоген. Между художниками начались проблемы, которые закончились почти катастрофически. Нервы у Ван Гога не выдержали, и однажды он бросился на друга с ножом. Он был в ярости. Гоген что-то почувствовал и обернулся, только тогда Ван Гог остановился. Но нервная разрядка была необходима, он должен был выпустить это разряд. Он почти отрезал себе ухо. С этого началась психическая болезнь Ван Гога.

Утверждение собственного стиля

 "Портрет Якоба Мейера де Хаана" Поль Гоген 1889 год (Яндекс.Каритнки)
"Портрет Якоба Мейера де Хаана" Поль Гоген 1889 год (Яндекс.Каритнки)

Гоген снова уезжает в Бретань. А в 1890-м году вместе со своим другом и учеником голландским молодым человеком из состоятельной семьи Якобом Мейер де Хааном забирается в самую глушь - деревеньку Ле-Пульдю.

Гостиница в Ле-Пульдю, где жил Поль Гоген (Яндекс.Картинки)
Гостиница в Ле-Пульдю, где жил Поль Гоген (Яндекс.Картинки)

Это крохотная гостиница, где они поселяются. Её содержит молодая госпожа Мари Генри. Платит за всё де Хаан. А Гоген его учит и опекает. Платой за это ученик содержит своего учителя. Одно время там жили ещё двое молодых художников, следующих за Гогеном и увлекающихся его идеями. То, над чем они работали в Ле-Пульдю, есть продолжение развития и утверждения системы живописи, которая сложилась в Понт-Авене.

Переезд в первобытность

В 1891 году Гоген возвращается в Париж, где решает переехать в уже действительно первобытность. Художнику претит большой город, прогнившая капиталистическая цивилизация. Всё это искусственное, созданное человеком, всё это его раздражает. Он хочет простоты и спокойствия, которые можно найти в архаическом укладе жизни. Гоген устраивает большой банкет и демонстративно покидает Париж, с тем, чтобы поселиться среди первобытных людей на острове Таити.

"Таитянские пасторали" Поль Гоген 1892 год (Яндекс.Картинки)
"Таитянские пасторали" Поль Гоген 1892 год (Яндекс.Картинки)

В один прекрасный день Поль Гоген сходит с корабля в столице острова порту Папеэте. Таити в то время был французской колонией. И хотя город оказался похож на большую деревню, там были и губернатор, и правительство. И там тоже кипела жизнь. Гоген понял, что он опять попал в пародию на Париж. То же мещанство, никакой первобытности, никакой причастности к вечным началам бытия. Ничего это нет. Есть только скучная мещанская среда. Что он там будет делать? И тогда он уезжает в глубь острова, действительно в таитянскую деревню, чтобы припасть к истокам.

"Брод (Бегство)" Поль Гоген 1901 год (Яндекс.Картинки)
"Брод (Бегство)" Поль Гоген 1901 год (Яндекс.Картинки)

Он снял хижину на берегу океана и начал непрерывно работать: писать портреты смуглых женщин в экзотических нарядах, а то и вовсе без них, и пейзажи, пестрящие неестественно яркими красками. Но ему мало живописи. Он начинает заниматься гравюрой. Режет гравюры на дереве и постепенно это становится второй его художественной страстью. Вы будете смеяться, но он начинает издавать газету. Видя, какое безобразие творит местная французская администрация, он тут же вступает с ней в конфликт. В этой газете небольшим экземпляром около 20 шт. он разоблачает скверность колониальной администрации и заступается за туземцев.

Резная и раскрашенная липовая древесина "Будьте в любви и вы будете счастливы" Поль Гоген (Яндекс.Картинки)
Резная и раскрашенная липовая древесина "Будьте в любви и вы будете счастливы" Поль Гоген (Яндекс.Картинки)

Конечно, у него не было никакой типографии. Ни наборов, ничего такого. Он вырезал всю газету на доске вместе с текстом и потом отпечатывает её целиком. Это было формой протеста и борьбы с местной администрацией. Так что с ними испортить отношения он тоже сумел.

Возвращение во Францию

Так проходит 2 года. За это время накопилось много материала, написано много картин, и Гоген едет в Париж с этим заделом. В Париже он снимает мастерскую. И помимо таитянской обезьянки, всяких вырезанных из дерева таитянских богов и всякой ещё экзотики, не считая картин, в мастерской появляется девушка по имени Теха’аман. Он привез её из теплых экзотических мест и называл Техурой.

"Девушка с веером" Поль Гоген 1902 год (Яндекс.Картинки)инки)
"Девушка с веером" Поль Гоген 1902 год (Яндекс.Картинки)инки)

Гоген решает поехать с ней в места своей романтической художественной молодости в Понт-Авен. Там он написал несколько картин. Это время называют - вторым понт-авенским периодом.

Поль Гоген в Понт-Авене 1894 год (Яндекс.Картинки)
Поль Гоген в Понт-Авене 1894 год (Яндекс.Картинки)

Этот период заканчивается очень драматично. Когда однажды Гоген гулял с Техурой, к ним пристала группа подвыпивших матросов. Они начали шутить по поводу смуглой кожи девушки. Началась драка. Гогена сильно избили и сломали лодыжку. Пока он лечился и отлеживался в Понт-Авене, Техура уехала в Париж. А когда кость срослась, ни Техуры, ни денег, ни экзотики в парижской мастерской уже не осталось.

"Женщины и белая лошадь" Поль Гоген 1903 год (Яндекс.Картинки)
"Женщины и белая лошадь" Поль Гоген 1903 год (Яндекс.Картинки)

Последние годы и посмертный триумф

В 1895 году из-за болезни и отсутствия средств он снова отправляется на Таити в последний раз. Он живет в глуши и пишет много картин, режет гравюры. Он стареет и всё чаще болеет, удалось ещё подхватить нехорошую болезнь. Он пожалуй и рад был вернуться, но во Франции его никто не ждет. Живой Гоген Парижу не нужен - Парижу нужна легенда. Художник переселяется ещё глубже в глушь на Маркизские острова. И там доживает свои последние годы жизни. В 1903-м году он уже беспомощный и одинокий умирает на этом маленьком острове.

Могила Поля Гогена (Яндекс.Картинки)
Могила Поля Гогена (Яндекс.Картинки)

В 1906 году в Париже устраивают грандиозную выставку его произведений - это его посмертный триумф. Поль Гоген стал одним из величайших фигур изобразительного искусства. Его революционные художественные методы значительно повлияли на развитие живописи и завладели Европой и Америкой на рубеже XIX-XX веков.