Найти в Дзене
ЛитФокус

Почему «панама» – синоним мошенничества и чем еще интересен Панамский канал?

Посмотрите на карту мира. Вот Панамский канал – всего лишь поправка на карте, сделанная людьми там, где соединяются Северная и Южная Америка, между Атлантическим и Тихим океаном.

Карта Панамского канала (источник иллюстрации: www.vistaalmar.es)
Карта Панамского канала (источник иллюстрации: www.vistaalmar.es)

Идея объединить два океана появилась еще в XVI веке. С появлением сквозного водного пути кораблям не пришлось бы обходить Южную Америку. Но заросший дикими джунглями участок казался слишком неприступным. Король Испании Филипп II был категоричен: «Что Бог соединил, человек разъединить не может».

Только в конце XIX века невероятная идея начала воплощаться в жизнь. Француз Фердинанд де Лессепс, под чьим руководством строился Суэцкий канал, загорелся идеей новой грандиозной стройки. Он выкупил концессию на создание Панамского канала, в 1881 году начались работы.

Как работает Панамский канал (источник иллюстрации: waitbutwhy.com
Как работает Панамский канал (источник иллюстрации: waitbutwhy.com

Гениальный инженер, возможно, и не предполагал, что дело примет неожиданный оборот. Он создал «Всеобщую компанию межокеанского канала», выпустил облигации, которые купили примерно 800 тысяч человек по всему миру.

Стройка началась. Но проект оказался убыточным, и спустя 8 лет компания обанкротилась. За это время погибли тысячи работников, в основном, от болезней, а слово «панама» стало синонимом мошенничества.

Всего этого могло бы и не быть... Вид на Панамский канал со смотровой площадки в Колоне, Панама (источник фото: anorco.com)
Всего этого могло бы и не быть... Вид на Панамский канал со смотровой площадки в Колоне, Панама (источник фото: anorco.com)

Фигуранты, в их числе и Лессепс, были отданы под суд, доверчивые инвесторы остались без денег. Впрочем, предприимчивые американцы взяли дело в свои руки, и строительство возобновилось.

В результате политических интриг появилось государство Панама, но право владения каналом было отдано США. При американцах строительство величайшего инженерного сооружения в мире пошло ускоренными темпами и закончилось к середине 1914 года.

-4

Проект обошелся примерно в 400 млн долларов. Канал длиной 81,6 км заменил долгий и опасный морской путь в обход мыса Горн. Первый пароход через его систему гидротехнических сооружений прошел 15 августа 1914 года.

Панамский канал стал важным компонентом расширения глобальных торговых путей в XX веке, и в 1994 году был признан Американским Обществом инженеров-строителей одним из семи чудес современности.

Вид на обновленную систему шлюзов Панамского канала (источник фото: en.wikipedia.org)
Вид на обновленную систему шлюзов Панамского канала (источник фото: en.wikipedia.org)

Но под юрисдикцию Республики Панама перешеек вернулся только 31 декабря 1999 года. Миллионное судно проследовало через канал в сентябре 2010 года, а в 2015 году был запущен новый проект расширения его шлюзовой системы.

Спасибо, что дочитали до конца!

И подписывайтесь на канал! Вас ожидает много интересного!