Посмотрите на карту мира. Вот Панамский канал – всего лишь поправка на карте, сделанная людьми там, где соединяются Северная и Южная Америка, между Атлантическим и Тихим океаном.
Идея объединить два океана появилась еще в XVI веке. С появлением сквозного водного пути кораблям не пришлось бы обходить Южную Америку. Но заросший дикими джунглями участок казался слишком неприступным. Король Испании Филипп II был категоричен: «Что Бог соединил, человек разъединить не может».
Только в конце XIX века невероятная идея начала воплощаться в жизнь. Француз Фердинанд де Лессепс, под чьим руководством строился Суэцкий канал, загорелся идеей новой грандиозной стройки. Он выкупил концессию на создание Панамского канала, в 1881 году начались работы.
Гениальный инженер, возможно, и не предполагал, что дело примет неожиданный оборот. Он создал «Всеобщую компанию межокеанского канала», выпустил облигации, которые купили примерно 800 тысяч человек по всему миру.
Стройка началась. Но проект оказался убыточным, и спустя 8 лет компания обанкротилась. За это время погибли тысячи работников, в основном, от болезней, а слово «панама» стало синонимом мошенничества.
Фигуранты, в их числе и Лессепс, были отданы под суд, доверчивые инвесторы остались без денег. Впрочем, предприимчивые американцы взяли дело в свои руки, и строительство возобновилось.
В результате политических интриг появилось государство Панама, но право владения каналом было отдано США. При американцах строительство величайшего инженерного сооружения в мире пошло ускоренными темпами и закончилось к середине 1914 года.
Проект обошелся примерно в 400 млн долларов. Канал длиной 81,6 км заменил долгий и опасный морской путь в обход мыса Горн. Первый пароход через его систему гидротехнических сооружений прошел 15 августа 1914 года.
Панамский канал стал важным компонентом расширения глобальных торговых путей в XX веке, и в 1994 году был признан Американским Обществом инженеров-строителей одним из семи чудес современности.
Но под юрисдикцию Республики Панама перешеек вернулся только 31 декабря 1999 года. Миллионное судно проследовало через канал в сентябре 2010 года, а в 2015 году был запущен новый проект расширения его шлюзовой системы.
Спасибо, что дочитали до конца!
И подписывайтесь на канал! Вас ожидает много интересного!