Продолжение. Начало здесь.
Советская культура, в ее самом широком понимании, необоснованно оболгана в перестроечное время.
Журналы, газеты словно соревновались в клевете и унижении крупных мастеров советской эпохи. Союз кинематографистов на своих сборищах довел до инфаркта великого режиссера Сергея Бондарчука. Топтались по всем без исключения крупным именам в архитектуре, живописи (скульптуре), литературе.
Сегодня приходит постепенное осмысление значения советской культуры. Как в году 1917, в 1991-ом мы отмахнулись от целого пласта своей культурной истории, не посмотрев на то, что пласт тот накрепко ввинчен в культуру мировую.
Кстати, как мне рассказывал ныне покойный директор фонда Ленинградского отделения Союза художников СССР Аркадий Бабуркин, в самом конце 80-х прошлого столетия, когда в стране расцвела "война законов" между горбачевским СССР и ельцинским РСФСР, расцвела неуправляемая торговля, в Ленинград приехали японцы- представители промышленных предприятий г. Осака.
Как раз в 1990 году там планировалась международная выставка промышленной экологии, а Ленинград выиграл конкурс на оформление павильона СССР.
Так вот, японцы для офиса некоего заводоуправления выкупили целую галерею пылившихся в фонде картин в стиле советского реализма по теме труд и производственный процесс.
В чем, а в качестве продукта японцы толк знают.
К завершению Первой пятилетки большевистская власть подчистила свои партийные ряды, а часть старой, еще царской технической интеллигенции постепенно замещалась новой популяцией из рабоче-крестьянских слоев, плохо или вовсе необразованной. (Под "большевистской властью" автор понимает ВКП(б))
Опору большевиков - классы рабочих и крестьян, закрепили за фабриками, заводами и колхозами, под единый партийно-государственный контроль.
Теперь власть задумалась, как поступить с "прослойкой общества", с интеллигенцией.
Особо задумалась, как обуздать "вольницу", интеллигенцию творческую.
Большевики скоро осознали, что к этой категории обычные методы насильственного ее подчинения задачам построения нового коммунистического общества, не приемлемы. Тем более не приемлемы, что власть сама нуждалась в идеологической наглядности, понятной и доступной основной общественной массе. Значит, надо было организовать дело таким образом, что бы и профессиональные индивидуалисты стали зависеть от власти.
Решение было найдено и оно оказалось единственно верным-обуздать творческую вольницу, загнав ее в творческие же союзы.
Постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций", 23 апреля 1932 года были образованы Союз архитекторов СССР; Союз композиторов СССР; Союз писателей СССР и Союз художников СССР, с отделениями на местах.
С точки зрения большевистской идеологии, разумным стало решение- развести творческую интеллигенцию по разным цехам, со своим самоуправлением, но под единым государственно-политическим надзором Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР (после 1946 года Совет Министров СССР).
Молчаливое сопротивление писателей сломили авторитетом Максима Горького, выманив того из Италии.
С вечно голодными художниками было совсем легко: постепенно запретили искажение в форме в живописи, выдали установку на единый стандарт социалистического реализма в содержании, а кроме-государственное производство и государственное распределение художнических материалов и запрет на свободную продажу работ.
К тому времени многие художники-экспериментаторы, был отстранены от преподавательской работы в художественных учебных заведениях.
Материальная поддержка государством творческих союзов в обмен на политическую лояльность и коммунистическую агитацию, создали условия, когда члены союзов уже сами следили за соблюдением идеологических договоренностей с властью.
Государству оставалось лишь уголовными преследованиями за тунеядство и бродяжничество дисциплинировать отдельные творческие личности, что по каким то причинам еще пытались самостоятельно заявить о себе, вне творческих организаций.
Надо признать, что большевистская власть относилась к творческой интеллигенции с уважительной настороженностью. На всем протяжении сталинского правления во главе государственного надзора за творческими союзами ставились люди профессионально подготовленные и образованные.
Нарком просвещения А.В.Луначарский (1875-1933) до конца своих дней по мере сил оберегал талантливую творческую личность.
Непосредственным управляющим органом стал Комитет по делам искусств при СНК СССР (после 1946 года при Совете Министров СССР).
Первые руководители комитета не были случайными людьми в этой области:
Керженцев П.И. (1881-1940) -писатель, журналист, переводчик;
Назаров А.И. (1905-1968)-выпускник Московского института журналистики, издатель;
Храпченко М.Б.(1904-1986)-специалист по теории и истории литературы, член корреспондент Академии наук.
В 1959 году, к уже имеющимся творческим объединениям, добавился Союз Журналистов СССР.
В 1956 году был принят Закон о государственных пенсиях. Члены творческих союзов получили право на выбор пенсии: или по системе рабочих и служащих, т.е., на общих основаниях, или по системе членства в творческом союзе.
К примеру, художник, член Союза художников, имел право включить в пенсионный стаж всю свою творческую деятельность с даты подтверждения своего первого участия в художественной выставке.
При том, не было важным, когда заявитель фактически вступил в Союз художников, до участи в выставке или гораздо позднее, не имела значения и дальнейшая творческая деятельность художника.
Тандем советского государства и творческих союзов исправно действовал вплоть до распада СССР.
В новом качестве тандем действует и поныне. Но теперь уже на общественно-коммерческой основе.
За советский период творческие союзы обросли солидной балансовой ликвидностью, которую сумели оборонить от захвата в "лихие девяностые".
Если остановиться на Союзе художников СССР и разрабатываемом в его стенах социалистическом реализме, то надо признать за ним громадную положительную работу.
Союзный "Социалистический реализм" в проработке композиции и формы в живописи многое сохранил как преемник Императорской Академией художеств.
Главным в советской живописи, как и у русских классиков, являлось содержание. Пусть и специфический, порой условный, плакатный, но все-таки рассказ о времени и его людях.
Еще в заслугу советской системе следует записать оберет национального от наносного, западного, формального и ломаного.
Может то, советское, время показаться изоляцией от развития мирового искусства.
Но лишь на первый взгляд.
Открывшаяся капиталистическая свобода, в том числе, свобода творческих границ, показала пустое и жалкое западное искусство, где и живописи не осталось вовсе, а художники даже не эпатируют зрителя как некогда, лишь развлекают его художественными фокусами и иллюзиями.
Продолжение следует.
С уважением к читателям, автор.