Уроженец сибирской деревеньки Большая Тесь сделал в СССР головокружительную карьеру: на год с небольшим Константин Черненко стал генеральным секретарём и вершителем судеб (пусть даже важные решения иногда принимались в больничной палате).
2 официальные супруги генсека
Между тем, главная преграда на пути к власти возникла в жизни будущего генсека в середине 1940-х. Тогда Черненко решил расстаться со своей первой супругой, Фаиной Елисеевой (она работала агрономом) и жениться на другой женщине — Анне Дмитриевне Любимовой.
Уход Константина Устиновича из первой семьи, где на тот момент воспитывались маленькие дочка Лида и сын Альберт, стал причиной для замедления стремительного карьерного роста политика.
Оно и понятно: партийные лидеры должны были быть образцом и примером для соратников.
И ещё 2 неофициальных, о которых стало известно из письма «обманутой Нины К.»
Есть мнение, что если бы Фаина Елисеева в своё время написала бы жалобу на сбежавшего мужа, то тот никогда бы не стал ни членом Политбюро, ни генсеком. Однако первая жена Константина Устиновича почему-то решила не уничтожать его карьеру.
Между тем, жалобы от других женщин «куда надо» всё же поступали. Так, в конце 1940-х была начата партийная проверка после письма некоей Нины К., утверждавшей, что в течение некоторого времени она была в гражданском браке с партийцем. Однако тот её неожиданно бросил, равно, как и ещё одну свою гражданскую супругу. То есть, утверждала автор послание, Черненко был женат 4 раза: 2 официально и 2 тайно.
Началась проверка. Часть фактов подтвердилась.
«Ссылка» в Молдавию и знакомство с Брежневым
Но строгого наказания для Черненко почему-то не последовало. За исключением, пожалуй, того, что вместо назначения в столицу на весьма высокий пост, Черненко пришлось отправиться в «ссылку» в Молдавию.
Удивительно, но такая рокировка, наоборот, улучшила его карьерные перспективы. В Кишинёве Константин Устинович сошёлся с Леонидом Ильичом Брежневым, для которого стал соратником на долгие годы.
Как жила в 2000-х официальная супруга генсека
Со своей второй (официальной) супругой - Анной Дмитриевной - политик прожил 40 лет. Женщина сама ходила по магазинам. Была его стилистом: следила за гардеробом мужа (у него было 6 разных костюмов). Распоряжалась зарплатой, которую Константин Устинович отдавал ей целиком. В Политбюро оклад видного партийца равнялся 400 рублям, на посту генерального секретаря подрос до 600.
Бывшая супруга Константина Черненко застала 2010 год. Она оказалась советской «первой леди», прожившей самую долгую жизнь — 97 лет.
В начале 2000-х Анна Черненко получала пенсию в 4 тыс. рублей, но её поддерживали родные: в браке она родила и воспитала троих детей.
Откровения Анны Черненко: что генсек думал об Андропове и Горбачёве
Мемуары женщина не писала, хотя, надо полагать, предложения от издательств поступали-таки. Иногда она общалась с прессой, рассказывая о том, каким был в быту её супруг. В частности, рассказывала она и о том, как на самом деле он относился к своему предшественнику (Андропову) и преемнику (Горбачёву). Первого, утверждала Анна Дмитриевна, политик очень сильно уважал. Ко второму относился настороженно, «поскольку видел множество недостатков Михаила Сергеевича — скоропалительность и даже гонор».
Пара познакомилась на курсах для партийных работников, которые в 1944-м организовали в Горьковской области. Свою избранницу Константин очаровал чтением стихов Есенина по памяти и умением лепить пельмени. Кстати, секреты лепки «пельменей по-сибирски» Черненко передал и всему своему семейству.