ГАЗ-51 был легендарной машиной. Первый послевоенный советский грузовик производства Горьковского автозавода пользовался спросом не только в СССР, но и за его пределами. Поставками советской техники в Финляндию и некоторые другие европейские страны занималась фирма Konela. Зачастую финны не просто перепродавали машины в заводской комплектации, но и занимались их адаптацией под нужды заказчика.
Фото этого грузовика время от времени встречается в интернете, вызывая недоумение. Знатоки советского автопрома без труда узнают здесь передок от ГАЗ-51, только кабина странная, да и база длинновата как для «пятьдесят первого». Что ж, попробуем разобраться, что это за машина.
Из исторических источников точно известно, что в Финляндию поставлялись грузовики ГАЗ-51В, удлиненная версия с форсированным до 78 л.с. мотором и редуктором заднего моста от ГАЗ-63. Грузоподъемность увеличена до трёх тонн.
Ранние партии Газ-51 шли с деревянно-металлической кабиной характерной формы. Связано это было с дефицитом тонколистового стального проката. Кабина была недолговечной, и поняв это, финны сами устанавливали цельнометаллическую кабину от европейского грузовика. От какого именно – затрудняюсь сказать, возможно от Volvo l V , может от Опеля, или еще от чего-то.
Одной кабиной дело не ограничилось, и если заказчикам требовался самосвал, то на машину устанавливали специальную платформу с гидроцилиндром подъема и насос, работавший от коробки отбора мощности.
Не стоит путать эту машину с ГАЗ-93, советский самосвал наоборот, был построен на короткой базе. С началом выпуска цельнометаллической кабины, даже ранней, где двери еще были на деревянном каркасе, кабину менять перестали. Кстати, один из таких грузовиков сохранился до наших дней. Что бы ни говорили, в Европе лучше ценят техническую историю, даже чужую, чем у нас свою собственную.
В 1961 году началось производство грузовика ГАЗ-53Ф. Он отличался новой кабиной раннего образца и двигателем мощностью 82 л.с. Разумеется, новинку сразу стали поставлять на экспорт, но в отличие от предшественника, популярностью она уже не пользовалась.
В начале шестидесятых советскому грузовику в Европе уже приходилось тягаться с европейской версией Форд, а так же, со среднетоннажными Вольво, Скания и Мерседес. Почти все они были дизельными, и бензиновый «Газон», проигрывал по экономическим параметрам.
Редкие фото финских ГАЗ-53Ф встречаются в интернете, но к сожалению эта история развития не получила. Возможно, появись вовремя на «Газонах» дизельный мотор, их экспортная судьба сложилась бы гораздо успешней.
А здесь я рассказывал о попытке финнов модернизировать Москвич 412
Я на Драйве
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам