Найти в Дзене
Московские Шашки.

«Такси» в царской России

В дореволюционной России все железные дороги пересекались в Москве. Прибывало и отъезжало большое количество людей, что создавало необходимость развития городского транспорта (такси), который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был большой, поэтому в Москве появилось огромное количество извозчиков. Эта отрасль развивалась, и ей необходимы были определённые

В дореволюционной России все железные дороги пересекались в Москве. Прибывало и отъезжало большое количество людей, что создавало необходимость развития городского транспорта (такси), который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был большой, поэтому в Москве появилось огромное количество извозчиков. Эта отрасль развивалась, и ей необходимы были определённые требования: тарифы, система заказов экипажей, организация стоянок. Все это положило начало рождения такси в России как вида транспорта.

Определённой таксы за проезд не существовало. Извозчик просил с седока столько, сколько ему вздумается, и пассажиру приходилось с ним торговаться и предлагать свою цену. В путеводителях того времени пассажирам рекомендовалось давать извозчику половину, а иногда и меньше запрашиваемой им цены.

Каждый извозчик обязан был иметь медный ярлык или номер. За несоблюдение определенных правил: прибитый в несоответствующем месте номерной знак, остановка в неположенном месте, поцарапанный или грязный экипаж, худой кафтан, извозчик облагался штрафом со стороны полиции.

Извозчики проходили и своего рода технический осмотр в полиции. На кафтан, на шляпы, на экипажах ставились пломбы.

Существовало несколько видов извозчиков:

«Ванька» — бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешёвого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже, а ездил в поисках их по улицам. Ездили в основном зимой (летом реже). Брал дешево – за 15-20 коп. вез пару седоков через всю Москву. Летом ездил в калибере, зимой – в санях.

«Лихач» — извозчик, наемный, дорогой, на резвых лошадях с хорошей упряжью и в щегольском экипаже. Он отличался быстрой неосторожной ездой, богатыми людьми иногда нанимался на определенный срок в указанную часть дня, стоял около лучших гостиниц, на площадях и около трактиров.

«Голубчик» (или резвый) — постоянный, профессиональный извозчик, имел специальную форменную одежду – волан: суконная синяя поддёвка до пят, с высокой талией и множеством складок сзади, на спине и ниже талии толсто подбитая ватой, застёгивавшаяся налево, подпоясанная кушаком. На голове – летом ямская шляпа в виде невысокого цилиндра из фетра или велюра, обшитая кожей, с узкими загнутыми полями, широкой черной лентой с большой металлической пряжкой спереди, зимой – шапка суконная с четырёхугольным верхом. На воротник вешался жестяной номер. Зимой он выезжал на городских санях, летом – на пролётке с поднимающимся верхом. Стоял в определённом месте – на извозчичьей бирже. Стоил от 20 копеек до 1 рубля.

В 1899 была создана думская комиссия, которая должна была разработать и установить таксу за проезд на извозчике. В связи с этим комиссия заинтересовалась изобретением петербургского инженера А.Г. Кацкого – таксометром.

-2

Таксометр представлял собой кубический ящик, который привинчивался к козлам. Когда извозчик свободен, то из аппарата выглядывает аншлаг «свободен». Когда пассажир садится, то он нажатием на подушку сидения соединяет разомкнутый здесь ток и аппарат начинает работать и из окошечка показывается табличка «нормальная такса» или «возвышенная такса». Как только пассажир сел, стрелка перескакивает на 10 копеек – это минимальная плата, и затем уже движется равномерно, отсчитывая по 2 копейки, за такое время, какое будет введено в каждом городе. В этом таксометре был предусмотрен и режим ожидания седока. Кучер передвигал рычаг и в окошке показывалась табличка «за ожидание» и аппарат начинал работать медленнее, не переставая считать. К концу поездки пассажир по стрелке на аппарате легко мог определить сколько ему надо платить.

Первый автомобиль — такси появился на московских улицах 1 сентября 1907 года. В эти дни газета «Голос Москвы» писала: «Какой-то шофер привесил к своему небольшому «Ольдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливаясь на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков». Первая стоянка московского такси появилась также в 1907 году на Страстной (ныне Пушкинской) площади и теперь 1907 год теперь считают днём рождения такси в России.

Следы рубчатых шин того Олдсмобиля давным-давно исчезли с московских улиц, однако затея неизвестного нам автомобилиста оказалась весьма продуктивной, ее подхватили многие предприимчивые автовладельцы. Ветхозаветное слово «извозчик» вскоре уступило место новому термину — «таксомотор». Такси, все увеличиваясь числом, активно «рассекали» по городским улицам, тесня извозчичьих рысаков.

В 1914 году Московской городской управой было зарегистрировано … триста «прокатных» автомобилей, т.е. работающих с платой за проезд по взаимному соглашению пассажира с шофёром.

«У автомобилей-извозчиков за проезд установлена такса: днем с троих пассажиров взимается за каждую первую версту 40 коп., за каждую последующую 30 коп.; за большое число пассажиров такса пропорционально увеличивается; ночью плата увеличивается приблизительно на 20 %. Автомобили имеют определённое место для стоянки. Имеются также и у вокзалов».

За последующие годы сфера такси в Москве, в Санкт-Петербурге и крупных городах России развивалась достаточно бурно. В 1912 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось 328 таксомоторов, в Москве — более 220 и в других крупных городах России — от трех до десяти в каждом. Но в 1917 году такси прекратило своё существование, как и многие другие атрибуты «буржуазной жизни».

©taxirussia.ru