Найти в Дзене

Аутизм. Учеба и развитие. Нужно ли "мучить" ребенка? Мартышкин труд?

Здравствуйте, друзья. Недавно нам задали вопрос:

"иногда сразу понятно, что жить в обществе самостоятельно и работать он не сможет. так зачем его мучать?"

И вот я задумалась, как ответить на этот вопрос людям, далеким от подобных проблем, у которых родились обычные нормотипичные дети, и как ответить на этот вопрос прежде всего самим себе? Зачем? Нужно ли это все?

Сначала разберемся, что значит "мучать"? - В данном контексте это значило - заниматься, обучать, пытаться вывести в общество, в детский коллектив.

Прежде всего, для каждого ребенка дается особая адаптированная программа, и никто не собирается "мучить" ребенка, допустим, высшей математикой. Также многие дети с аутизмом хотят быть в обществе, но не знают и не понимают, как. Пытаться их научить контактировать с людьми также не означает - мучить.

Далее. Люди с ментальными проблемами не виноваты в том, что у них есть эти проблемы. Они, если уж на то пошло, имеют точно такие же права на образование, и позор такому обществу, которое лишает их этого права. Да, конечно, у нас есть много нерешенных проблем с коррекционным образованием, но оно есть, детей обучают и чтению, и письму, и упрощенно многим предметам средней школы, и бытовым навыкам.

Зачем? Наверное, потому, что не хотят получить на выходе людей, которые могут только хлопать глазами. У каждого человека есть свой потенциал, свои способности, и не пытаться развивать их будет преступлением. Они никогда не смогут решать какие-то сложные задачи, но так без обучения они не смогут вообще ничего. Взрослый человек с ментальными проблемами будет способен и прочитать, и написать что-то, объяснить, что ему нужно, чего он хочет, где и как болит, куда он хочет пойти и чем заниматься. Мир для него не будет опасным в его собственных глазах, потому, что он будет понимать, что происходит там, и вон там, и в магазине, и в поликлинике, и как купить еду, и как убраться и постирать, и как посчитать деньги, и в каком городе он живет, в какой стране, и что есть другие страны, и какое сейчас время года, и что нужно одевать зимой, и так далее. Взрослый человек может и не сможет работать, (хотя и не факт), но он и не будет обузой для окружающих, во-первых, и ему самому будет легче жить, во-вторых.

К тому же, никто не знает, как будет развиваться ребенок дальше. Вполне возможно, что и неплохо, и что в семь-восемь лет это будет один человек, а в 16-17 совершенно другой, также есть специальные колледжи, которые могут заканчивать такие дети, и они вполне себе смогут работать, если уж это является мерилом всего. Нельзя же в семь-восемь лет ставить на ребенке крест.

Есть люди с ментальными проблемами, но они из-за этого не перестают быть людьми.

Здание коррекционной школы. Фото из открытых источников.
Здание коррекционной школы. Фото из открытых источников.