Messerschmitt Bf.109 (1937 год)
Один из самых успешных и массовых самолетов тех времен мог бы и вовсе не появиться на свет, если бы не упорство Вилли Мессершмитта. Его фирма получила отказ в контракте на разработку боевых самолетов из-за личной неприязни между Мессершмиттом и главой секретариата по делам авиации Мильхом. Но упрямый авиаконструктор заключил несколько контрактов с иностранными фирмами, что привело к скандалу, обвинениям руководителей немецкой авиации в пренебрежении национальными интересами и подключению баварских производителей к разработке нового самолета.
Первое боевое применение Bf.109 состоялось еще во времена Гражданской войны в Испании. С 1937 по 1945 годы было выпущено 34 000 истребителей в различных модификациях — по этому показателю Bf.109 уступает лишь Ил-2. Во многом именно преимущество «Мессершмиттов» над советскими самолетами позволило немецкой армии добиться серьезных успехов в продвижении на восток в 1941—1942. Маневренный и аэродинамически совершенный самолет выявил недостатки советских истребителей и стал катализатором напряженной работы отечественных авиаконструкторов.
Фото: German War Machine
2
Ла-5ФН (1943 год)
Этот истребитель стал одним из самолетов, нарушивших гегемонию Люфтваффе во Второй мировой. Он значительно превосходил Bf.109 в маневренности на малых и средних высотах, а также в маневренности на вертикалях. Одним из первых массовых сражений, в которых «Лавочкины» показали свое преимущество, была Курская битва в июле—августе 1943 года.
Ла-5ФН был модификацией самолета ЛаГГ-5, разработанного в 1942 году. Этот истребитель, хоть и был конструктивно очень простым, уже не уступал по основным летным характеристикам истребителям Рейха. А простота обслуживания оказалась очень важным фактором с учетом сложных условий, в которых оказались советские войска в конце 1942 — начале 1943 годов.
Фото: War History Online
3
Supermarine Spitfire MkI (1939 год)
Один из лучших британских истребителей времен войны создал Реджинальд Митчелл — человек, конструировавший гоночные бипланы. Цельнометаллический моноплан с прекрасной управляемостью (благодаря эллиптической форме крыла) появился в самый нужный момент. В битве за Британию немецким истребителям противостояли Hurricane Mk1 — «рабочие лошадки», значительно уступавшие по своим характеристикам «Мессершмиттам». Появление «Спитфайров» выровняло баланс и не позволило немцам сломить дух британского сопротивления.
Supermarine Spitfire MkI тогда получил прозвище «спасителя Британии». Нет ничего удивительного в том, что именно этот самолет стал самым массовым британским истребителем. Различные модификации «Спитфайра» продержались на вооружении местных ВВС до 1961 года.
Фото: Ares
4
P-51 Mustang (1942 год)
«Мустанг» был разработан поистине стахановскими темпами, если можно так говорить об американском самолете. Первый полет истребителя состоялся лишь спустя 117 дней после размещения заказа на производство. Из-за того, что первые версии самолета могли летать только на относительно небольших высотах, его разработку хотели было сворачивать, но приглашение специалистов из Rolls-Royce, разработавших новый двигатель, спасло ситуацию.
P-51 был первым истребителем, на котором использовалось ламинарное крыло, что заметно снижало потребление топлива и увеличивало дальность полета: практическую — до 1500 км, а перегоночную — аж до 3700 км. Благодаря таким характеристикам «Мустанги» использовали в качестве истребителей эскорта и прикрытия для бомбардировщиков. Помимо всего прочего, P-51 был очень комфортен для летчиков, за что его прозвали «Летающим Кадиллаком».
Фото: War is boring
5
Як-9 (1942 год)
Этот самолет вобрал в себя наилучшие качества предыдущих самолетов КБ Яковлева — Як-1 и Як-7. Легкий и верткий истребитель был чрезвычайно просто по своей конструкции, но давал возможность установить более мощное вооружение, чем у предшественников. Як-9 на равных противостоял немецким Bf.109, а после завершения Второй мировой эти истребители принимали активное участие в Корейской войне.
«Девятки» прошли боевое крещение в битве под Сталинградом и очень хорошо себя зарекомендовали. Именно Як-9 стал самым массовым советским истребителем. До 1948 года было произведено около 17 тысяч таких самолетов в полутора десятках вариаций.