Найти тему
Мода Шредингера

Как «Москва слезам не верит» задала американскую моду. Блузки из воротничков, киноляпы и символизм

Работа художника по костюмам в фильме – это как соль. Если всё хорошо, ее не замечают, но стоит недосолить, и всё пошло не так. Плохо подобранные наряды могут развалить весь фильм. Костюм не хуже актера (а иногда и лучше) отражает настроение героя, контекст его жизни, отношения с другими персонажами. И в наши-то дни задача непростая, а теперь представьте, какие финты пришлось выписывать художникам, работавшим над фильмом «Москва слезам не верит». В эпоху того самого дефицита, когда приходилось всё «доставать», а для пошива костюмов разрешалось использовать только отечественные материалы.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Три героини фильма – три судьбы, и платья сами рассказывают их историю. Когда в первый раз появляется Катерина, на ней вязаная кофточка и вышитый сарафан. Казалось бы, незначительная деталь, но она рисует характер. И вышивка, и вязание требуют упорства, умения доводить дела до конца. А Катерине целеустремлённости не занимать, хоть она и из провинции, что лишний раз подчеркивают "народные промыслы".

Хозяйственная простушка Антонина в фартуке и женственном платье с мелким узором. Она любит мягкие рюши и плавные линии. Ну а Людмила – на Людмиле, что называется, только капелька парфюма. И клубничная маска, разумеется. Наряды этой барышни мы увидим позже, и они не только остромодные, но и драматичные. Что созвучно драме в её судьбе.

Эскизы к фильму "Москва слезам не верит" художника по костюмам Жанны Мелконян. Скриншоты и коллажи автора.
Эскизы к фильму "Москва слезам не верит" художника по костюмам Жанны Мелконян. Скриншоты и коллажи автора.

Одно из броских платьев Людмилы мы видим, когда она принарядилась после смены на хлебзаводе. Кстати, здесь можно заметить один из «ляпов»: когда девушка красит ресницы спичкой импортной тушью, и когда она выходит из кабинки, на ней разные серьги. Кстати говоря, специально для Муравьевой сшили нижнюю юбку из натурального шелка, которая была дороже ее костюмов. Цель сего расточительства – подарить актрисе подобающий настрой и игривую походку.

Скриншоты и коллажи автора.
Скриншоты и коллажи автора.

То самое платье, в котором Людмила покорила сердце своего будущего мужа, напоминает о западне, в которой она скоро окажется. Тонкая клетка на черном фоне и знак бесконечности между пуговками. Символ клетки семейных отношений, из которых Людмила так и не сможет убежать, несмотря на развод.

Эскизы к фильму "Москва слезам не верит" художника по костюмам Жанны Мелконян. Скриншоты и коллажи автора.
Эскизы к фильму "Москва слезам не верит" художника по костюмам Жанны Мелконян. Скриншоты и коллажи автора.

Но мы убежали вперед, а пока Людмила всё еще в поиске, и поиски толкают ее в библиотеку. Платье на ней слишком прекрасно. Можете себе представить, что из этой ткани мог родиться не столь роскошный наряд, а галстуки для честных советских тружеников? Именно для этих целей предназначался «добытый» на фабрике отрез. А отрезы тогда именно что добывались.

Или, например, капроновая блузка, которая украшает Катерину в сцене с «профессорскими дочками». Вообще-то, это наряд Людмилы. В нем она уговаривала Катерину поставить этот небольшой спектакль. Катя поддалась и пытается играть чужую, навязанную роль. Что касается блузки - ткань было не достать! Её буквально вырвали из зубов некой провинциальной фабрики. Из этого отреза должны были шить воротнички для школьной формы, причем все формальности уладили далеко не за один день. Катерина невинна и чиста, как это капроновое облачко. А внизу – та же контрастная клетка.

Эскизы к фильму "Москва слезам не верит" художника по костюмам Жанны Мелконян. Скриншоты и коллажи автора.
Эскизы к фильму "Москва слезам не верит" художника по костюмам Жанны Мелконян. Скриншоты и коллажи автора.

Между прочим, с профессорским домом связан еще один знаменитый киноляп: Муравьева заходит в подъезд в белых туфлях, а внутри уже в черных босоножках. Чудеса, да и только.

Скриншоты и коллажи автора.
Скриншоты и коллажи автора.

Надо сказать, обувь доставила актрисам немало проблем. В запасниках Мосфильма нашли аутентичные туфли, но кожа от старости ссохлась. Сами понимаете, удобство весьма сомнительное. Чтобы актрисы думали не только о ногах, но и о съемках, на них надели миленькие носочки. Вообще-то, носочки под туфли носили после войны, так что в пятидесятых девушки бы уже постеснялись так ходить. Зато, говорят, после мирового проката наш фильм возроди моду на носочки аж в самой Америке.

На Людмиле вы носочков не встретите, и не надейтесь
На Людмиле вы носочков не встретите, и не надейтесь

Но вернемся к символизму нарядов. Еще один яркий пример – платье Катерины в сцене знакомства с мамой Рудольфа. Тот же наряд на ней и в сцене «грехопадения». Под Besame mucho Алентова танцует в платье, усыпанном ромашками. Ромашка, как известно – символ непорочности и невинности, нежной преданности, детства, первой любви. Всё это срывает коварный соблазнитель вместе с платьем.

Скриншоты и коллажи автора.
Скриншоты и коллажи автора.

Кстати, о самом соблазнителе. В сцене на заводе группу телевизионщиков максимально дистанцировали от рабочего окружения при помощи костюмов. Телевидение в те годы было нечто запредельное, и появление съемочной группы на заводе сродни вторжению инопланетян. Только посмотрите на Рудольфа. Роскошный костюм, рубашка, пуловер – ну каков красавец!

Скриншоты и коллажи автора.
Скриншоты и коллажи автора.

Да на шее еще пижонский платок красного цвета, цвета силы и власти. Пока сила на его стороне, хотя во второй серии мы увидим кое-что красное и на Катерине... Но это уже тема для следующей статьи.