Завод "Кузнецов" в Самаре. Как собираются двигатели для космических ракет

9,7K прочитали

12 апреля вся страна празднует 60-летие с первого полета в человека космос. Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет. Но даже местные жители практически ничего не знают об этом производстве, так как космическое производство на протяжении всей своей истории остается под строгим грифом секретности.

В честь такого знакового события, как юбилей пилотируемой космонавтики, руководство завода сделало исключение и разрешило нам увидеть некоторые элементы производства двигателей космических ракет.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.

На заводе #Кузнецов собираются двигатели Р-107 / Р-108. Ими комплектуются все советские ракеты-носители уже на протяжении 60 лет. Своими глазами #двигатель можно увидеть в ракете #Союз , которая закреплена на фасаде музея «Самара космическая».

🚀 Ссылка на статью: Музей "Самара Космическая". Описание: Экспонаты из космоса | Космическая еда

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-2

Отправляемся к центральной проходной завода "Кузнецов", которая находится в черте города на Заводском шоссе. Завод работает в две смены, первая из которых начинается в 7:00. На предприятии трудятся рабочие и ИТР со всей Самары.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-3

История завода

Завод был создан в 1912 году в Москве и первоначально носил имя "Гном". Он специализировался на выпуске моторов для самолетов мощностью 50 л.с. С приходом Советской власти завод национализировали и назвали именем Фрунзе. С началом Великой отечественной войны #производство двигателей увеличивается вдвое. Это очень беспокоило немецкое командование и они на боевых картах для бомбовых ударов по Москве заводу обозначен как цель №2 , следующая по значимости после Кремля. В 1941 году принимается решение эвакуировать производство в Куйбышев. Так завод имени Фрунзе прописался в Самаре.

Сегодня о славном историческом прошлом напоминает бюст Фрунзе, который стоит перед главной проходной.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-4

Сегодня ПАО «ОДК-Кузнецов» – двигателестроительное предприятие, где сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка – производство – конструкторское сопровождение – ремонт – вывод на рынок – поддержка в эксплуатации у заказчика. Предприятие включает три ключевых составляющих: конструкторское бюро, площадку серийного производства двигателей и испытательную базу. 

Входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» госкорпорации «Ростех».

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-5

География заводов широкая и охватывает почти всю страну. Мы сегодня познакомимся с ПАО «ОДК -Кузнецов» в Самаре.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-6

Сборочное производство

Отправляемся на территорию завода к цеху №4. В этом цехе располагается сборочное производство двигателей для ракет. Космическая страница в истории предприятия началась в конце 1957 года. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров #СССР предприятию предписывалось в течении одного года реконструировать производство и освоить принципиально новый вид техники – жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для 1-й и 2-й ступеней межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ОКБ С.П. Королева. С тех пор в цехе №4 ежегодно выпускают несколько сотен двигателей.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-7

Аллея космонавтов

До сборочного цеха ведёт длинный коридор, на стенах которого висят портреты всех советских и российских космонавтов.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-8

Многие из них посещали этот сборочный цех, чтобы своими глазами посмотреть на процесс производства.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-9

Открываем дверь и оказывается в огромном цеху. Первое, что бросается в глаза: чистота и хорошее освещение .

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-10

Трибуна Гагарина

Это крыльцо стало импровизированной трибуной для первого космонавта Юрия Гагарина, который в 1963 году выступал на митинге, посвящённом своему полету и возвращению на Землю.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-11
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-12

Проводить в этом месте рабочие совещания стало доброй традицией в наши дни.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-13

Импровизированная сцена украшена детскими рисунками. Приятно видеть высокий интерес к космической отрасли у подрастающего поколения.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-14

Раньше мне удалось побывать на нескольких автомобильных заводах. Там процесс сборки всегда сопровождается монотонным шумом и суетой. Двигатели для ракет рождаются совсем в другой атмосфере полного спокойствия и умиротворения.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-15

Линейка двигателей

В сборочном цехе мы сначала знакомимся со всей линейкой двигателей, которые создают на заводе.

  • Двигатели РД-107А/РД-108А. Их серийное производство началось в конце 1957 года. Двигатели используются для I и II ступеней ракеты-носителя. Именно этот двигатель помог Юрию Гагарину 12 апреля покорить космос.
  • Двигатель НК-33, знаком многим по "лунной программе". Разработка НК-33 началась в 1959 году сначала для межконтинентальной баллистической ракеты ГР-1, а со второй половины 60-х годов для "лунной" ракеты Н-1. Однако в 1974 году их производство было прекращено из-за сворачивания "лунной программы". Реальное применение двигатель НК-33 получил в 2013 году. В период с 2013-2014 годов состоялось четыре старта американской ракеты-носителя «Антарес» с двигателем НК-33 в составе первой ступени. Двигатели НК-33 сегодня используются в работе отечественной легкой ракеты-носителя «Союз-2-1в». Уже состоялось 6 пусков этой ракеты.
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-16

Помимо двигателей на этом участке можно познакомиться с другими важными узлами и агрегатами, которыми двигатель комплектуется.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-17

Важные личности в ракетостроении

Над сборочной линией возвышаются портреты людей, сделавших огромный вклад в ракетостроение. Результаты их трудов используются и в конструировании современных ракет.

  • Кузнецов Николай Дмитриевич –генеральный советский конструктор авиационных и ракетных двигателей. Под его руководством с 1949 по 1994 год было создано 57 модификаций двигателей марки НК (прим.: Николай Кузнецов). Самарский #завод с 1994 года назван его именем "Кузнецов".
  • Королев Сергей Павлович – советский учёный, конструктор ракетно-космических систем. Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.
  • Глушко Валентин Петрович – советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники. Под руководством Валентина Петровича был создан первый в мире электротермический реактивный двигатель, первые в СССР жидкостные ракетные двигатели, двигатели для баллистических и космических ракет. Глушко стал главным конструктором "Энергии", название которой, по некоторым данным, он и придумал. Кроме двигателей, под руководством Глушко был выполнен ряд ключевых работ, направленных на развитие пилотируемой космонавтики.
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-18

Участок пайки и сборки

Двигатель имеет сложную систему электропроводки, поэтому специально для этих целей выделен специальный участок пайки, а затем сборки проводов.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-19
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-20

Подсборка узлов и агрегатов

Узлы и агрегаты двигателя собираются рабочими вручную на специально отведенном участке.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-21
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-22

На предприятии внедрено «Бережливое производство». Все строго на своих местах. Везде используется знакомое из автомобильной отрасли цветовое обозначение, где по зеленому цвету ходить можно, а по красному строго запрещается.

Единственное, что бросается в глаза – это отсутствие бирочной системы на таре. Это объясняется тем, что все детали производства находится здесь под строгим секретом – поэтому логисты работают по своей зашифрованной логике.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-23

Штатив для возгорания

Следующая деталь впечатлит многих. С первого взгляда трудно понять, что лежит на столе. Эти загадочные зеленые детали – один из важных элементов в двигателе без которой он не заведется. Речь идет о штативе для возгорания. Эту деталь придумали еще во времена Королева и по-прежнему активно используют. Достойный аналог еще не придуман. Важный компонент штатива – основание из сосны, которая отбирается в Тайге по самым высоким требованиям.

Штатив служит зажигалкой для воспламенения топливной смеси. При запуске он полностью сгорает.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-24
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-25

Установка рамы и турбонасоса

На соседнем участке стоят камеры сгорания – пожалуй, самые узнаваемые детали двигателя. Именно с их участием будет связан следующий сборочный процесс.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-26

Камеры сгорания устанавливаются в специальную оснастку. Затем камеры отправляются на участок, где к ним присоединяется рама. Чтобы рабочим было комфортно работать – специально для этой операции была сконструирована эстакада.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-27
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-28

Далее на установленную раму крепится турбонасос.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-29
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-30

После чего устанавливаются другие агрегаты и узлы, прокладываются магистрали и двигатель готов!

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-31

Испытания

После сборки двигатель еще «не женится» с ракетой. Он упаковывается вот в такой саркофаг и отправляется на испытательный полигон в поселок #винтай

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-32

Здесь двигателю предстоит пройти полный комплекс испытаний, чтобы получить заветный паспорт двигателя, который будет подтверждать соответствие всем необходимым параметрам. Вот только после этого двигатель отправится на другой завод в Самаре – ЦСКБ "Прогресс" для «женитьбы» с ракетой-носителем.

🚀 Ссылка на статью: Испытание двигателя для ракеты "Союз". Экскурсия по секретному полигону в Самаре

На территории завода "Кузнецов" не только собирают двигатели, но и производят комплектующие для ракет-носителей, самолетов и поездов. Территория завода настолько большая, что внутри расположен свой небольшой город с собственными улицами.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-33

Коробки приводов и агрегатов

В 2019 году был открыт новый цех с полным циклом изготовления деталей с зубчатым зацеплением, включая первичную обработку заготовок, черновую обработку зубчатых зацеплений, индивидуальную доводку и контроль качества.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-34

Новое производство предусматривает изготовление шестерен и коробок приводов для самолетов.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-35
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-36

Цех оснащен современным оборудованием, где каждый сотрудник не только оператор, но и технолог, наладчик и даже IT специалист.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-37
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-38

После высокоточной обработки детали отправляются в механосборочное производство, где занимают свое место в коробке приводов авиационного двигателя.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-39

Этот огромный белый шкаф не декорации к фильму "Матрица". Там в строгом порядке собрано новейшее оборудование для сверхточной обработки.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-40

Среди нового оборудования можно встретить и советские станки, аналогов которым в современном мире еще не придумали.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-41

Покидаем цех "Коробки приводов и агрегатов" и отправляемся в следующий.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-42

Гальваническое производство

На очереди самый новый цех, открытый совсем недавно в 2020 году. Здесь расположилось гальваническое производство или более простыми словами – линия, где наносится тончайшее защитное покрытие на металлические изделия.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-43

Производство состоит из нескольких линий, на которых происходит процесс нанесения защитного слоя на деталь.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-44

На стенах висят информационные плакаты, которые доступно объясняют предназначение каждого вида покрытия. Через этот цех проходят многие детали двигателей ракет, самолетов и тепловозов.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-45
Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-46

Каждая линия состоит из вот таких ванн, куда погружаются детали для получения нужной обработки.

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-47

Если для автомобильной отрасли достаточно нанести толщину защитного покрытия в 10 мк, то в авиационной и ракетных сферах требования более жесткие и толщина защитного покрытия должна достигать 150-200 мк. С этой задачей отлично справляется гальваническое производство на заводе "Кузнецов".

Огромный вклад в освоение космоса по сей день вносит моя родная Самара, на территории которой собираются двигатели для современных космических ракет.-48

За экскурсию хочу сказать большое спасибо – Научно-образовательному центру мирового ровня «Инженерия будущего», среди партнёров которого ГК #Ростех и его подразделение ПАО «ОДК-Кузнецов». НОЦ активно развивает перспективную идею создания в Самаре центра коммерческого космоса и центра экспериментов в космосе.

Связь: @evgeniy_dogadkin
nocsamara.ru
facebook.com/irr63
vk.com/enginethefuture
https://twitter.com/irr_63
www.instagram.com/irr.smr

👉 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи с обзором интересных мест Самарской области, России и стран Европы