Найти тему
Музейные наблюдения

Музей и патриотизм: нужно ли учить посетителей любить родину?

Одна из основных функций любого музея – образовательно-воспитательная. Реализации этой функции музеи уделяют значительное внимание. И, конечно же, воспитание патриотизма становится одной из ключевых задач, когда речь идет о музеях, в экспозициях которых представлены материалы по истории страны или региона.

Вот только нужно ли посетителям навязывать любовь к родине? Знать чтобы любить, или любить чтобы знать? Многие учреждения культуры, руководствуясь советским подходом, выбирают первый вариант, причем и знания, и любовь преподносятся с оттенком долженствования.

Особенно этим грешат военно-исторические музеи. Иногда складывается впечатление, что без рассказа в духе «Да, были люди в наше время…» вообще невозможно говорить об исторических событиях. Нужен героизм, пример для молодежи, призыв. При этом есть только один единственно верный взгляд на события, не допускающий других трактовок.

Что если изначально делать упор на интерес посетителя? Не действовать насильно ради воспитания патриотизма, а способствовать развитию интереса к истории и, как следствие, любви и бережному отношению к прошлому своей страны.

Я скептически отношусь к созданию музеев исключительно с целью воспитания патриотизма. Это неверный подход. От количества музеев сильнее любить родину посетители не станут, а вот добиться обратного эффекта очень даже возможно.

А если подобрать материалы и грамотно выстроить экспозицию, это позволит привлечь аудиторию и заинтересовать ее, вызвать эмоциональный контакт. Это гораздо более сильное воздействие. И самое главное, это воздействие будет способствовать изучению истории.

И самое главное, у посетителя должна быть возможность для самостоятельных размышлений и выводов на основе полученных знаний. Надо стимулировать аудиторию к познанию, а не прививать казенный патриотизм.

Любовь к родной стране и культуре не может зародиться в условиях принуждения и долженствования. Ей нельзя научить, она не может быть «правильной» и «неправильной». Но можно создать условия, в которых посетители будут знакомиться с историей своей страны, вовлекаться в её изучение, проникаться великими достижениями и победами, рассуждать о причинах неудач.

Как вы считаете, нужно ли музеям «учить любить родину»? В какой форме должно проводиться патриотическое воспитание?