Прежде, чем начать манипулировать доверием и - как следствие - поведением человека, это доверие нужно завоевать.
Для этого лидер секты должен стать авторитетом в глазах своих приверженцев и далее этот авторитет всячески поддерживать. Авторитет, основанный на убежденности адептов в мудрости, знаниях, нравственной чистоте, жизненном опыте и добрых намерениях гуру.
Для этого нужно гуру должен демонстрировать как бы искреннюю заинтересованность в личности и в жизни своих адептов, шаг за шагом постепенно становясь для них незаменимым советчиком, духовным ориентиром, проникая как раковые метастазы во все сферы жизни своих жертв, шаг за шагом отвлекая их от собственной жизни и собственных интересов в пользу своей корысти, придумывая им другие "подлинные" интересы.
Как завоевывал доверие и авторитет лидер секты, где я была:
- он очень хорошо умел имитировать заботу, умел дать внимание человеку, казалось искренне интересовался какими-то мелочами, будто ему действительно важно, что происходит в жизни жертвы. Это было только в такие моменты, когда адепт был готов все бросить и уйти из секты. Тогда гуру сразу начинал вот так его "греть".
- умел подбирать нужные слова к каждому человеку в нужный момент. У гуру была своя типология людей, на которую он ориентировался, и как любой хищник он хорошо чувствует слабинку и бьёт прямо туда.
- имитировал открытость и честность. Например, он постоянно говорил: "мне не надо верить, проверяйте. Если методика работает, значит она правильная". При это он никогда не называл свою методику (или говорил, что она авторская или на стыке различных подходов) и проверить что-то было трудно, да никто особо и не проверял, потому что сама фраза "мне не надо верить, проверяйте" подразумевает, что "я честен и открыт, мне нечего скрывать, я бескорыстен, мне можно доверять".
- демонстрировал при удобном случае реальные свои навыки и знания, никогда не упускал возможности блеснуть эрудицией.
- харизматическое поведение: артистизм, актерские драматические паузы в речи, интонирование голосом, ораторские способности, показная демократичность и доброжелательность, открытые позы (невербальный язык, который говорит: я открыт, раскрепощен, свободен, через меня идет энергия).
- свои лекции он выстраивал так, что вот каждый слушатель мог узнать себя в той или иной описанной ситуации, сложности или проблеме. От этого казалось, что лектор (гуру) знает жизнь и знает как решать именно мой персональный случай.
- постоянно приводил примеры или вспоминал "истории спасения", как он когда-то кому-то помог, решил чью-то проблему, конечно же не называя имен и дат, ведь это вопросы личных границ других людей.
- приводил примеры как он сам сталкивался с трудностями и преодолевал их, ценой невероятного упорства, труда, догадливости, силы ума и самоотверженности.
- ссылался на авторитеты и популярных персон в обществе. Например, пробрасывал фразы типа: когда мы ужинали с Ю.Н..., как-то раз Б.Г. приходил на наш концерт и потом мы с ним..., вчера я говорил со своим хорошим другом Т.Ш. - как бы между делом создавалось впечатление, что лидер секты в дружеских отношениях, на короткой ноге или ровня с многими представителями культурной элиты России и даже мира. Хотя большая часть людей, которых он упоминал, вряд ли вообще помнит о его существовании.
- критиковал признанные психологические школы и методики, критиковал системы образования и современное воспитание, одновременно намекая, что в его "Школе мастеров" всё подлинное, с уважением и вниманием к личности, с реальными результатами и т.д.
- создавал себе "белый пиар": положительные отзывы в соцсетях, сарафанное радио и т.п. - любые способы, чтобы показать, что общество думает о нём хорошо.
- при обращении к участникам группы и к клиентам "обучающих программ" использовал уменьшительно-ласкательные формы имени (Олечка, Катенька, Иришечка) невзирая на возраст, так психологически создавалось впечатление, что он - добрый родитель, сверху вниз, а клиенты и культисты - дети, снизу вверх.
- в любом личном проекте участников группы старался участвовать хотя бы как зритель или критик, давал обратную связь, конечно же, супер-ценную, которую надо было обязательно "учесть" и сделать как он сказал, иначе он обидится и начнет мешать твоему проекту;
- в любом личном проекте участников группы старался стать соавтором - хотя бы один мазок, один штрих поставить на картине, предложить музыку или стихи, предложить любую идею по проекту, предложить локацию, идею по развеске картин, по экспозиции и т.п. - любая мелочь сойдет, любое его вмешательство будет считаться великим соавторством;
- у нас также была обязанность показывать ему любое наше творчество, чтобы он высказал свое мнение и дал оценку и направление для дальнейшего движения. И тут совсем не важно, что он не компетентен в этой сфере и/или имеет ограниченный взгляд.
- в личной жизни, когда узнавал, что есть какая-то сложность, то мог позвать на разговор и там дать "ценный совет" как себя вести и что делать. К слову, разговор он предлагал только тем участникам группы, кто был ему нужен сейчас для решения его корыстных задач, все остальные могли ждать своей очереди просто месяцам, даже годами.
- предлагал клиентам, а также некоторым членам группы, "особые условия" для посещения мероприятий секты, тем самым вызывая благодарность и располагая к себе. Говорил что-то типа: эх, я вижу как тебе надо, тебе это так пойдет на пользу, решишь свои задачи, или хотя бы начнешь решать, отдохнешь от всего, наконец, только приезжай, дверь открыта, вот тебе особые условия (рассрочка, скидка, бартер и т.п.).
- умело льстил. В сектах поощряются доносы и наушничество, а когда культист доносит на своих собратьев, то лидер секты использует эту информацию часто в таком ракурсе, что вот доносчик-то умный, догадливый, далеко пойдет, а вот жертва доноса - глупец, его спасать надо. Например, на групповой встрече, гуру может задать вопрос культисту: "Васенька, скажи, ты собрался в отпуск поехать один?", тот отвечает, завязывается диалог, итогом которого может стать то, что Катенька рассказала гуру про планы Васеньки, тем самым умная Катенька спасла Васеньку от глупого поступка, ведь он чуть не предал свою жизнь, потому что его жизнь должна быть посвящена только культовым задачам.
- в личных разговорах мог обсуждать поведение или характер других участников, говоря собеседнику, что вот видишь, Васенька какую глупость делает, но ты-то не такой, ты же видишь, что это глупость, что она происходит из негативных черт его характера (например, Васеньке наплевать на других, он не согласует свои планы с интересами группы), именно поэтому я могу с тобой обсуждать Васеньку, потому что ты такая умная, что поймешь.
- давал некоторым культистам особые задания, типа, это личная углубленная работа для скорейшего просветления. Обычно это было задание с некой периодичностью писать гуру личные письма. Таким образом, культист привыкал "исповедоваться" и психологически начинал считать "мастера" лицом, заслуживающим полного доверия.
Очевидным образом его поведение было направлено на поддержание иллюзии своей незаменимости, своего тонкого, хорошего вкуса. Чтобы казаться нужным, незаменимым в жизни своих приверженщев, он старался хоть мизинчиком левой ноги участвовать каждом творческом, личном и социальном проекте культиста. Разумеется, все его роли в проектах были сильно преувеличены, раздуты, все это делалось для того, чтобы удерживать адептов, демонстрировать свою собственную ценность, важность, незаменимость и формировать у адептов чувство благодарности и неоплатного долга перед ним, следовательно, иметь возможность бесконечно эксплуатировать адептов.
Если лидер секты не мог по какой-то причине включится в планы адептов, то старался либо эти планы и проекты обесценить, либо помешать их реализации. Делал он это такими основными способами:
- публично, на встречах группы, он говорил, что "ваша деятельность не имеет смысла, если в ней нет меня, моего участия". Без меня вы лишь произведете бессмысленную суету или потешите свое эго, будете заниматься пошлостью и самолюбованием.
- не учитывал вовлеченность человека в собственные проекты, их важность и ценность для него, говоря, что все ваши проекты - совершенно пустые, неважные, бессмысленные. Мне совершенно все равно, насколько они для вас важны, потому что это лишь ваше нарциссическое желание красоваться, а не реальная работа для общества, поэтому вы должны заниматься мной и моими интересами, а не собой.
- говорил, что этот проект не совместим с полноценным участием в группе и надо выбирать, что тебе важнее. Если тебе важна группа, то докажи (в идеале - брось свой проект).
- говорил, что, конечно, ты можешь делать любые выборы в жизни, делать, что хочешь, решать тебе, но вот у нас будет тренинг (или мы организуем культурное событие) и там точно будет (духовная) пища для тебя, и там точно будет место для тебя, там будет ресурс для тебя. Подумай сама, это же уникальная возможность!
- говорил, что, конечно, ты можешь делать любые выборы в жизни, делать, что хочешь, решать тебе, но вот в прошлый раз ты накосячила, подставила ребят и меня, что-то сделала некачественно или не в срок, ошиблась, из-за тебя был ущерб, скажи, как ты собираешься этот ущерб сейчас закрыть, отработать, если займешься своими личными делами, может быть стоит сначала компенсировать нам потери?
- придумывал какие-то срочные, внезапные, прямо-сейчас-необходимые дела, чтобы человек отложил свой проект (зачастую под угрозой изгнания) и занялся проектом лидера секты или группы.
Все эти методики приводили к тому, что культисты и участники "обучающих программ" начинали считать лидера секты заслуживающим доверия и признавать его авторитет, начинали поддаваться его давлению, а дальше уже дело оставалось за малым - сделать их зависимыми от авторитета и начать использовать их доверие в своекорыстных целях и как можно дольше.