Непростая и витиеватая тема. Одна из самых запрашиваемых во взрослой психотерапии.
Начнём с базы:
Самооценка ребёнка — это умение воспринимать себя, как разного, но при этом ощущать свою целостность.
Самооценка не формируется сама по себе, а только за счёт окружения в котором живет ребёнок. Через общение со взрослыми, с которыми он находится, ребёнок начинает воспринимать сам себя.
На самооценку ребёнка будут влиять: семья, детский сад, школа, социальное окружение, общество и культура в целом.
Принятие, любовь и помощь в удовлетворении потребностей ребёнка со стороны мира взрослых — формируют здоровую детскую самооценку, а она, в свою очередь, помогает ребёнку:
- Не бояться высказывать своё мнение.
- Видеть потребности другого.
- Понимать свои чувства и эмоции.
- Уметь слушать себя и проявлять чувства.
- Принимать во внимание свои потребности при взаимодействии с другими людьми.
При воспитании ребёнка, важно отличать самооценку от уверенности в себе:
Уверенность в себе — это то, что я могу. Хорошая оценка своих собственных способностей для осуществления своих дальнейших целей, удовлетворения своих потребностей.
Самооценка — кто я есть. Основывается на достоинствах человека, но не на достижениях.
Умения и таланты — важная составляющая самооценки.
Детям необходимо знать, что они ЦЕННОСТЬ для родителей. Это знание до них нужно доносить.