Михаил Жуков
Непридуманные истории из моей служебной и летной жизни
Первая-начальник штаба разведполка в ПрибВО.
Это было в начале моей службы в Прибалтике, г. Екабпилс разведывательный полк, в 100 км от г. Рига. В одном из предыдущих рассказов я уже писал, что раньше — это 1969-1973гг. с получением воинских званий было очень туго. Как пример этого у нас во 2 аэ был техник самолета возрастом около 40 лет в воинском звании "старший лейтенант". Сам он из деревни, так вот, он когда уезжал в отпуск, а ездил в военной форме, цеплял на погоны еще одну звездочку и в звании "капитан" ехал в свою деревню, чтобы было авторитетнее, а когда возвращался, то снимал звезду. А вот командир полка у нас был подполковником достаточно долго почему-то очередное звание "полковник "не присваивали.
Однажды к нам в полк прибыл неизвестный, для нас молодых летчиков, полковник. Мы даже предположили, что это замена нашему командиру полка. Внешний вид нового полковника производил достаточно хорошее впечатление - высокий, статный, можно сказать красивый, ну, как сказали бы сейчас «настоящий» полковник. Все разрешилось на полковом построении личного состава. Наш командир представил нового полковника как нового начальника штаба полка. Командир доложил, что полковник Ф. прибыл из г. Грозного для дальнейшего прохождения службы, но ничего не сказал, естественно, почему полковника назначили с понижением. Мы потом узнали почему. Полковник Ф. пришел к нам летчикам в класс предварительной подготовки и рассказал не веселую историю про свою службу, так сказать в назидание. Он был начальником Учебного центра ДОСААФ в г. Грозном, где готовили летный состав на самолетах МиГ-17 для ВВС СССР, это дополнение к летным военным училищам, здесь курсанты летали завершающий один год, а до этого отлетывали на самолетах ЯК-18, Л-29 два года, получали воинское звание мл.лейтенант, а потом или шли в боевые полки или экстерном заканчивали летное училище и тоже направлялись в боевые полки. Такой УАЦ выпускал ежегодно до 100 летчиков, а таких Центров было в СССР много, это была существенная помощь авиационным частям, где очень нужны были летчики после разгона авиационных частей в 1961 году .
И вот в Грозненском центре произошел такой случай, который и повлиял на судьбу нашего полковника. Здесь же были молодые ребята возрастом, когда хочется любить и быть любимым в свободное от учебы время. У одного курсанта ушла девушка к другому человеку, а это, вероятно, в таком возрасте большая потеря, как говориться жизнь закончилась. Этот курсант ничего умнее не придумал, ночью пробрался на стоянку самолетов, запустил двигатель вырулил на полосу и…взлетел, никогда не летая ночью. Как промухали и дежурный по стоянке, охрана не понятно, а курсант вероятно все продумал и факт остается фактом, курсант в воздухе. По тревоге подняли личный состав, в том числе и начальника Центра, который пытался организовать посадку курсанта. Поставили прожектора, включили огни ВПП. По рации пытались вызвать его, но он не отвечал, вероятно не было шлемофона. Так продолжалось минут 40. После чего курсант с высоты 1000 м направил самолет в прожектор и разбился. Потом нашли записку от него, где он написал почему он это сделал.
Вот за этот случай и поплатился своей должностью начальник Грозненского Центра ДОСААФ. В нашем полку он прослужил пару лет и ушел на пенсию.
Вторая -проверки авиационных частей ...
Я уже был летчиком-инспектором БП ВА в г. Чита и по роду своей службы летал комиссионно в боевые полки с различными проверками. Проверки были разные или на полеты с проверкой уровня летной выучки или состояние боевого дежурства полугодовые и годовые проверки или по указанию сверху.
Вероятно после угона самолета МиГ-25 летчиком Беленко с Дальнего Востока в БП ВА дали команду проверить возможность угона боевого самолета с аэродрома в период, когда нет полетов, в день предварительной подготовки или в парковый день. Меня включили в группу зам. Командующего ВА генерала С. и мы полетели в одну из наших частей в Монголии в г.Чой-Болсан, там базировался авиаполк ИБА на самолетах Су-17. Командиру полка доложили плановая проверка и поехали на стоянку самолетов, в этот день полетов не было. Мне генерал ставит задачу - сядешь в самолет, техника предупредишь проходишь тренаж, потом скажешь мне надо прирулить. Я генералу говорю, может хоть шлемофон возьму на всякий случай для связи. Нет говорит не надо, вот так как есть в военной форме. Мне, если честно сказать, не здорово понравилось вся эта затея, больше авантюра. Пришел на самолет, спросил разрешения посидеть пройти тренаж, потом говорю, а запустить можно, техник естественно - я пойду спрошу у техника звена. Приходит с зам. ком.аэ. по ИАС майором Т., а с ним я служил в разведполку в Борзе, обрадовались друг другу, он спрашивает зачем, ну я ему говорю надо проверить возможность угона самолета. Тот не согласился без разрешения ком. АП. Я даже обрадовался и пошел к генералу и говорю попытка угона не удалась. Ладно говорит, я тебя сам провожу, садись в газик, едем в дежурное звено. В ДЗ самолеты стояли в укрытиях, обнесенные колючим забором с воротами, у ворот часовой. Ну генерала пропустили, и мы подъехали к укрытию. Я спросил разрешения у техника самолета посидеть в самолете, запустить двигатель и прорулить, техник, конечно, тоже сказал мне надо доложить и побежал к технику звена, по дороге их перехватил генерал и дал указание выпустить самолет. Я снял фуражку, запустил двигатель и потихоньку вырулил из укрытия на РД, подруливаю к воротам, там боец с автоматом приказывает остановиться и направляет автомат в мою сторону. Все думаю приехали, захотелось залезть под педали. В это время опять подъехал генерал на газике приказал открыть ворота и пропустить самолет.
Вот так я порулил потихоньку по РД к ВПП, рулить было достаточно далеко. А в это время на КДП дежурный летчик пытался по рации узнать кто это вырулил и куда собрался, но естественно связи со мной не было. Я подрулил к ВПП, не тороплюсь, думаю может кто сообразит в конце концов и что-то сделает.
Да дошло смотрю летит пожарная машина на ВПП наперерез мне. Все я зарулил, выключил двигатель, подошел к генералу и сказал я в такие игры больше не играю, а если бы боец жахнул из автомата, ему медаль, а мне дырку. Генерал только посмеялся...
Ну в целом угнать самолет практически невозможно, хотя, по-моему, где-то в Германии техник самолета взлетел, приземлиться не смог, но катапультировался ...
Третья -опять же проверка боеготовности разведполка .
Этот разведполк на самолетах Су-24мр находился в 30 км от Читы, возглавлял комиссию зам.нш. ВА полковник Д. Разведполки курировал нач.штаба ВА и он послал своего зама на проверку. Мы объявили тревогу полку. Летчики заняли готовность в самолетах. Я с зам.нш ВА на КДП. РП -командир ап руководит, спрашивает у знш: проруливать будем. Тот говорит - конечно. РП дает команду на запуск первых трех самолетов, запустили, вырулили, первый ком аз запросился на полосу, доклад : к взлету готов. РП смотрит на знш -добро дать? Тот кивает. Самолет начал разбег, а знш говорит: хватит. Но было как в песне: поздно стрела пущена ...самолет взлетел. На КДП началась паника - ведь разрешения на полеты не было. ЗНШ спрашивает: что делать, я говорю доложите на КПВА о взлете самолета, а я РП говорю: пусть сливает топливо, полет по кругу и садится.
В итоге все закончилось благополучно, больше ЗНШ ВА такие эксперименты не делал. А я потом спрашиваю летчика что взлетел: тебе же была дана команда прекратить взлет? А он смеется: очень уж полетать захотелось.
Вот память подкидывает такие воспоминания....