Найти в Дзене
Art Publication

Джон Эверетт Милле. Художник, не испытавший зависти.

Джон Эверетт Милле родился 8 июня 1829 года в Саутгемптоне, на побережье Южной Англии, в семье состоятельного джентельмена, Джона Уильяма Милле. Отец семейства сам был «воскресным художником» (официальное понятие, которое описывает художника – любителя, занимавшегося живописью по воскресеньям, в свободное от остальных занятий время) и активно прививал свое хобби детям. Джон Эверетт находился на

Джон Эверетт Милле родился 8 июня 1829 года в Саутгемптоне, на побережье Южной Англии, в семье состоятельного джентельмена, Джона Уильяма Милле. Отец семейства сам был «воскресным художником» (официальное понятие, которое описывает художника – любителя, занимавшегося живописью по воскресеньям, в свободное от остальных занятий время) и активно прививал свое хобби детям. Джон Эверетт находился на домашнем обучении, его образованием занималась мама, Мэри Эмили Ходжинсон, поэтому мальчик мог распределять свое время и свободно заниматься живописью. Он был очень одарен и в 1838 году родители приняли решение переехать в Лондон, где мальчик мог бы получить достойное художественное образование.

Писсаро берет в плен перуанских инков.
Писсаро берет в плен перуанских инков.

Во время семейных поездок во Францию, мальчик, вероятно посещал занятия у кого-то из преподавателей в Париже. Это позволило ему собрать альбом рисунков, а Мартин Арчер Ши, возглавлявший Королевскую академию художеств, оценив их, помог устроить Джона в школу Сасс. В 1840 году Милле был зачислен в Академию (ему было всего 11 лет). Там он проведет шесть лет, регулярно выставляясь и получив положительные отзывы критиков за картину «Писсаро берет в плен перуанских инков». Сокурсники часто подшучивали над Джоном из-за его юного возраста и маленького роста, но за легкий нрав мальчик был всеобщим любимчиком.

Талантливому юноше было тесно в академической художественной доктрине. Поиски разрешились, когда Милле познакомился с Данте Габриэлем Россетти в 1848 году, а затем с Уильямом Холманом Хантом. Друзья договорились, что с этого момента они пишут по канонам, принятым до Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Образцами были признаны художники раннего Возрождения (Джованни Беллини, Пьетро Перуджино и др.). Помимо подражания техническим канонам итальянского Ренессанса XIV – XV вв., члены братства решили писать с натуры и оговорили темы, которые следует раскрывать в своих сюжетах. Перечень источников и персон для вдохновения выбирались путем голосования. Наибольшее число голосов набрала Библия, вторым в рейтинге оказался Шекспир и литераторы, посвятившие свое творчество национальным темам. Исключением стал Данте Габриэль Россетти. Он логично черпал вдохновение в итальянской литературе.

Первой прерафаэлитской картиной Милле была «Изабелла», которую он выставил в Королевской академии в 1849 году, а в следующем году представил работу «Христос в доме его родителей» («Столярная мастерская»). Бытовая реалистичность занятий святого семейства возмутила ценителей академического стиля. Известный писатель Чарльз Диккенс выступил противником подобной манеры.

Идеи прерафаэлитов противоречили главной академической линии, построенной на подражании античным образам и державшейся в доктрине Джошуа Рейнольдса. Поэтому молодые художники неизбежно встретили ожесточенную критику со стороны профессионального сообщества. На их стороне выступил Джон Рёскин, чей бесспорный авторитет арт-критика и теоретика искусства обеспечил им если не беззаботное существование, то возможность работать и зарабатывать своим творчеством. Помимо прочего, Рёским выдвигал и активно поддерживал программы по восстановлению памятников искусства, находившихся под угрозой разрушения, повышению интереса к национальному культурному наследию и изучению старых мастеров.

Письмо для скавайра. 1885 г..
Письмо для скавайра. 1885 г..

Несмотря на абстрагирование братства Прерафаэлитов от других студентов и Академии в целом, Милле оставался в поле зрения академической среды. В 24 года он стал академиком. В этот же год он влюбился в жену своего покровителя.

Эфимия (Эффи) Рёскин, в девичестве Чалмерс Грей, родилась в Перте, Шотландия и жила в поместье деда своего будущего мужа. Они много общались в детстве, несмотря на разницу в возрасте. Семья Рёскин поддерживала их союз, но все пошло не по плану с первого дня. Через пять лет их брак был признан недействительным на основании того, что Эффи оставалась невинной. На суде Рёскин свидетельствовал, что несмотря на то, что большинство людей считает его супругу очень привлекательной, некоторые части ее тела вызывают в нем отвращение. Их скандальный развод стал темой нескольких пьес, опер, романов и фильмов.

Так или иначе, рискуя навлечь на себя гнев покровителя, Джон и Эффи поженились через год после завершения судебного процесса 3 июля 1855 года. Супруги перебрались в Перт и это был счастливый союз в котором родились четыре сына и две дочери. Дружба с Рёскиным закончилась, но арт-критик продолжал благостно относиться к творчеству Милле.

Вместе с тем, отношение к семье и желание финансового благополучия заставили Джона отказаться от концепции «искусство ради искусства», его даже исключили из братства. Он писал много портретов на заказ, особенно полюбились публике детские портреты, моделями часто выступали его собственные дети. На одном из обедов в Королевской академии художеств 4 мая 1867 года, принц Альберт высказал желание приобрести одну из картин Милле, на которой были бы изображены дети, но Джон был вынужден отказать монаршей особе, поскольку все подобные работы были распроданы.

К концу 1850-х годов Милле развивается как многосторонний художник, он часто обращается к гравюре и иллюстрациям для различных изданий. Со временем, стабильный доход позволяет ему вернуться к авторской жанровой живописи. В 1863 году Милле становится действительным членом Академии, а в 1878 году получает мировую известность благодаря участию во Всемирной выставке в Париже.

К концу своей жизни он практически полностью сосредоточится на пейзажах, особенно его привлекала Шотландия, где он написал двадцать одно полотно, невзирая на тяжелые погодные условия, и портретах с тяжелыми мазками чистой краски в технике импасто. Ювелирная легкость, свойственная его ранним работам уйдут, раскрывая новые грани зрелого таланта.

В 1894 году у него обнаружили рак гортани, операция дала свои результаты, но Милле страдал от сильных головных болей и проблем с глазами. Он писал своей жене: «… эта вынужденная праздность так утомляет меня. Иногда я чувствую в себе силы вернуться к работе, но страх снова заболеть останавливает меня…». Молле наградят званием баронета , а в 1896 году он займет пост президента Королевской академии художеств. К сожалению, болезнь вернется и 13 августа 1896 года художник скончается.

Луиза Джоплин, художница и подруга Милле описывала его как добродушного и напрочь лишенного тщеславия, как личного, так и по отношению к своей работе, никогда не испытывавшего ревности и злобы. В 1904 году, через восемь лет после кончины, ему поставят памятник напротив Академии, что было признанием роли Прерафаэлитов и Милле, в частности, в истории английского искусства.

Джон Эверетт Милле в образе Данте.
Джон Эверетт Милле в образе Данте.
  • Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
  • Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
  • Утро с новым художником в нашем telegram

Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.