Игорёк сдал экзамены на класс, когда проходил курсы повышения квалификации в краевом центре в учебно-тренировочном отряде или короче - УТО, что расшифровывалось пилотами, как «устал, товарищ, отдохни».
Теперь для присвоения класса оставалось только пройти проверку техники пилотирования экзаменатором из этого самого УТО. Обычно экзаменаторы прибывали в Энск и за один день проверяли всех пилотов подразделения, которым эта проверка требовалась.
С командировкой у экзаменатора были какие-то проблемы и Игорька, который прождал несколько дней проверку, вне плана отправили на химию.
Ничего страшного сие слово в авиации не означает: так коротко называются авиационно-химические работы. Это может быть или внесение удобрений в почву с самолёта. Или авиахимпрополка, Или борьба с вредителями при помощи ядохимикатов, распыляемых специальным оборудованием. И даже бывает дефолиация, которая призвана заставить созревать хлопчатник намного раньше. Но хлопчатник рос далеко, для прополки были рано, так что предстояло нашему герою занимался разброской удобрений на поля одного из колхозов Энского района.
Для выполнения авиахимработ создавался экипаж, куда входили второй пилот, авиатехник и моторист. Руководил этим небольшим мобильным коллективом командир самолёта. Поскольку командировка была внеплановая, то второй пилот оказался из другого звена, с которым наш молодой, но уже достаточно опытный, командир ещё не работал.
Звали второго пилота Слава. Возраста он был солидного. Где-то в два раза старше командира. Коллега, который работал со Славой раньше коротко объяснил глубину проблемы: «Не буди его и не будет тебе проблем». Игорёк сначала подумал, что это образное выражение, а оказалось, что выражение довольно буквальное.
Слава засыпал при первых звуках работающего авиадвигателя. Максимум чем он проявил свою эффективность в первый рабочий день – это подсчитал в конце дня количество обработанных гектаров. Для чего сложил в столбик пять трёхзначных чисел. Игорёк попросил пересчитать ещё раз для проверки и, как его предупреждали, ответ на сей раз отличался от первого расчёта. Теперь для того, чтобы понять какой из расчётов был верный нужно было ещё раз выполнить это несложное арифметическое действие, С каким значением совпадёт результат, то значение и принимаем верным. Третий ответ отличался от первого и от второго результата.
С этого момента командир считал необходимым и достаточным просто физическое присутствие второго пилота в кабине во время выполнения полётов. Славу это вполне устраивало. Летать он не умел, не любил и не летал. То есть полная гармония. А на вопросы о том зачем он пошёл в авиацию Слава отвечал, что в их деревне лётчицкая фуражка в пору его молодости кружила голову любой девушке.
- Так может достаточно было просто фуражку купить? – спрашивали у него.
- Если бы я тогда был таким умным, так бы и поступил, - отвечал ещё один наш немолодой герой.
В один из полётов, когда каждый занимался своим делом: Игорёк взлетал, а Слава спал, случилась очень странная вещь. Самолёт резво разбежался, оторвался от земли, но как только пилот попытался перевести его в набор высоты, самолёт перестал слушаться управления. Взятие штурвала на себя приводило к потере высоты. Отдача штурвала от себя давала тот же эффект. Мала скорость понял Игорёк мозг, которого перешёл в форсированный режим работы. Скорость реально была меньше чем в момент отрыва.
Если не знаешь, что делать – лучше ничего не делай.
Хороший совет. Некоторое время командир не воздействовал на штурвал и скорость начала потихонечку увеличиваться, что позволяло немножко набрать высоту. Набор меньше полуметра в секунду заставил бы не считать ситуацию критической если бы впереди не было бы высоких деревьев начинавшегося леса.
Рука уже потянулась открыть бак с удобрениями, чтобы, сбросив удобрения, облегчить самолёт. Раскрутившийся ветряк авиахимического оборудования, что расположенный на самолёте заберёт несколько лошадиных сил мощности, работающего на взлётном режиме двигателя, но самолёт станет легче, разгонится и можно будет набрать необходимую высоту, но в этот момент проснулся Слава от непривычно длительного шума работы двигателя на взлётном режиме, мешающем спать. Слава сладко потянулся спросонья и со словами:
- Сколько можно насиловать двигатель? – решил уменьшить мощность двигателя.
- Убери руки!!! – крик командира заставил Славу проснуться окончательно.
Тот посмотрел вперёд, увидел несущиеся навстречу деревья, с ужасом выдохнув: «Ойблячтоэто», вжался в кресло.
Момент для сброса удобрений был упущен. Игорёк миллиметровыми движениями штурвала от себя увеличивал скорость, а затем ещё меньшими движениями на себя прибавлял полметра-метр высоты. В результате таких манипуляций высота полёта самолёта стала на несколько сантиметров выше высоты крон деревьев в тот самый момент, когда под самолётом начался лес. Ещё пару вздохов и можно было открыть кран сброса удобрений. Самолёт слегка просел от сопротивления, раскрутившегося ветряка, но как только удобрения начали высыпаться, самолёт стал легче и понёсся вверх как ему и следовало, когда двигатель работал на взлётном режиме.
- Ойблячтоэтобыло? - уже облегчённо выдохнул ещё раз Слава.
- Подержи арбуз, - ответил цитатой из общеизвестного анекдота командир.
На земле к самолёту подбежал техник и забрался на крыло. Игорёк открыл форточку.
- Если бы рассказали ни за что бы не поверил! – сказал он, - Как только вы оторвались колдун у меня на глазах развернулся на сто восемьдесят градусов. А ветерок-то был приличный. Как вы?
Сия информация означала, что в момент отрыва самолёт ветер на аэродроме резко изменил направление на противоположное, что и стало причиной критической ситуации из которой только, что выкарабкался наш экипаж.
- Не видишь, что ли? – спокойно и с достоинством ответил Слава, - Справились!
Игорёк ничего не хотел говорить.
После обеда прилетел с базы борт. Командир звена привёз экзаменатора. Тот сделал с проверяемым пару полётов и провёл послеполётный разбор в присутствии командира звена.
- По полёту говорить нечего. Оценка отлично. Но вот, командир, появилась в авиации новая тема, про которую мы раньше не говорили. Сдвиг ветра - называется. В программах этой темы ещё нет, но может читал где, что знаешь? – безо всякой надежды услышать положительный ответ спросил гость из краевого центра.
Игорёк рассказал всё, что он пережил сегодня утром, естественно, без упоминания фактических данных. Экзаменатор выслушал внимательно, удивился и обратился к командиру звена:
- Ну, вот видишь и в вашей глуши люди теорию знают, а ты мне всё твердишь, что у нас такой фигни не бывает и мы её знать не знаем!
Когда экзаменатор уже отошёл командир звена обратился с лёгким упрёком к молодому всезнайке:
- Меньше бы заумных книжек читал, не позорил бы мои седины.
Все части здесь - ПроНебо