Найти тему
Наша Тула

Тульский аэропорт Клоково (1959-2001). Вспомним, каким он был!

Лично я 1988 года рождения и полетать я не успел с тульского аэродрома в отличие от многих людей советского поколения. Да я и сейчас в свои 33 не разу не летал еще, как кто-то не видел моря! Но моря не увидеть в 30, чем пролететь на самолете куда-то почему-то стыднее для меня).

Впрочем, не об этом сейчас... Первый раз аэропорт наш я увидел в лет 5, может чуть раньше, может позже. С отцом каким-то осенним или весенним мы долго ехали на троллейбусе до самого конца. Уже почти стемнело. И единственное, что я помню, это стоящие боком самолеты! Видел я их вдалеке через ворота, что были слева от здания аэровокзала. Один из самолетов шумел двигателем, становился в ряд к остальным. Было почти темно. И больше долгие годы я тут никогда не был. Говорят, регулярные рейсы закончились в 1993-ом и именно этот год был последним для жизни нашего аэродрома. Позднее летали лишь чартеры.

Хотя сам аэродром (взлетные полосы) остался и используется по назначению, только военной и частной мелкой авиацией. В здании бывшего вокзала много лет строительный торговый центр Пенаты. Часть территории аэродрома сдается разным организациям, например, школа Вирмайн, где я отучился на машиниста экскаватора (вовсе не на экскаваторе, а на Т-150) и теперь не могу найти работу по новой профессии без стажа и опыта. Но это тоже тема для отдельной статьи.

Давайте пробежимся по истории аэропорта.

Аэропорт начал функционировать в 1959 году (с совместным использованием взлётно-посадочной полосы существующего военного аэродрома), когда в Туле в северной части города, вблизи деревни Клоково, была создана авиационная эскадрилья, имевшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула — Белёв, Тула — Суворов, Тула — Куркино и Тула — Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации.

Березовой рощи и иных деревьев справа еще нет.
Березовой рощи и иных деревьев справа еще нет.
Наши дни...
Наши дни...

Аэровокзал был построен в 1960-е годы по типовому проекту. Близнецом тульского аэровокзала является здание аэропорта Перми. В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами № 6 с Московским вокзалом и № 4А с югом города.

До 1976 года на аэродроме базировался транспортный полк Мгинской дивизии, эксплуатировались самолеты  Ан-8 и Ан-12.
 В 1960-70-х в ОАО прибыли первые Ан-24Б. Затем пришёл ещё один Ан-24Б , а потом 3 Ан-24РВ. В начале 1980-х поступили два грузовых Ан-26Б. География полетов была обширной. Из особенностей этих рейсов можно отметить, что питания на них как такового не было, был только лимонад в многоразовых пластиковых пиалах. За дополнительную плату стюардессы в полете выдавали электронные игры "Электроника".  

-4

В аэровокзале на первом этаже располагался буфет с закусками (бутерброды, вареные яйца и т.д.), а на втором - ресторан "Сокол", в котором по вечерам играл ансамбль Анатолия Кролла.

-5
-6

Благодаря удачному расположению аэродром Клоково почти никогда не закрывался по метеоусловиям, поэтому мог служить запасным аэродромом для Москвы.

Вид из здания аэропорта.
Вид из здания аэропорта.
-8
-9

В 1990-91 году Тульский ОАО, как и все авиапредприятия Аэрофлота в то время, достиг пика авиаперевозок. Но уже в 1992 году расписание было сокращено практически вдвое, и началось постепенная деградация авиаотряда.

Регулярные рейсы закончились в 1993 году. Самолеты были распроданы, и некоторые из них до сих пор летают в африканских странах.

Группа в ВК посвященная тульскому аэропорту/аэродрому Клоково!

Загнивающий Ан в Клоково. Конец 1980-ых.
Загнивающий Ан в Клоково. Конец 1980-ых.

__________________________________________________________________________________

Интересные факты.

Аэродром «Клоково» несколько раз был упомянут в хронике происшествий. Так в 1952 году «New York Times» сообщила о авиакатастрофе в Туле, унесшей жизни более 70 человек. Интересно, что в советской прессе это событие отражено не было.

В 1964 году территория аэродрома стала ареной шпионского скандала. 5 июня 1964 года газета «Красная звезда публикует статью «Визит через дыру в заборе». Колоритное описание задержания американских и английских
шпионов А.Н. Дэвиса, Э.Х. Смита и Э.Дж.Зветина содержит поразительные подробности: задержание шпионов в запретной зоне аэродрома совершили простые советские граждане – товарищи Пономарев, Пинаичев и Лентяев, сержант воинской части Дятчин, пенсионер Лаврентьев, учительница Луканичева (!) Они же составили акт о задержании на вынесенном из магазина прилавке.

_____________________________________________________________________________________

Что было в Клоково до создания гражданского аэропорта в 1959-ом.

Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны. Возможно, лётное поле в Клоково уже существовало и в довоенное время (точных данных пока нет).

В годы войны здесь на Як-1 проходила обучение знаменитая эскадрилья «Нормандия», которая позже получила имя «Нормандия-Неман». Так же до сих пор называется и здание штаба бывшего авиационного полка.

В июне 1946 года в Клоково обосновалась 12-я Мгинская Краснознаменная транспортная авиационная дивизия (переведена из города Киржач). На аэродроме базировался 374-й военно-транспортный авиаполк (сформирован в мае 1946 года) 12-ой Мгинской авиадивизии. На вооружении полка в это время были самолёты Ли-2, Ил-12 и десантные планеры Ц-25; впоследствии в полк поступили Ил-14.

17 августа 1955 года при управлении дивизии была сформирована 110-я отдельная военно-транспортная эскадрилья с местом базирования в Клоково. В феврале 1959 года 110-я эскадрилья выведена из состава дивизии, передана в состав Тульской воздушно-десантной дивизии и вскоре передислоцирована на аэродром «Мясново».

-11

До 1993 года Тульским авиаотрядом выполнялись следующие регулярные авиарейсы:

На самолетах Ан-2:


рейс Ф2061/2062 Тула — Брянск 4 раза в неделю
На самолетах Ан-24:
рейс Ф843/844 Тула — Ленинград (Ржевка) 2 раза в неделю;
рейс Ф845/846 Тула — Днепропетровск — Симферополь 2 раза в неделю (вводился в летний период);
рейс Ф847/848 Тула — Волгоград — Астрахань 2 раза в неделю (вводился в летний период);
рейс Ф851/852 Тула — Ростов — Сочи (Адлер) (до 1991 года рейс выполнялся через Мариуполь) 3 раза в неделю (вводился в летний период);
рейс Ф853/854 Тула — Смоленск — Вильнюс 3 раза в неделю;(В 1990 году рейс был отменен).
рейс Ф855/856 Тула — Киев (Жуляны) — Одесса 4 раза в неделю, ежедневно в летний период.
рейс Ф857/858 Тула — Киев (Жуляны) — Кишинев 3 раза в неделю;
рейс Ф859/860 Тула — Воронеж — Волгоград 2 раза в неделю;
рейс Ф871/872 Тула — Казань — Ижевск — Свердловск 3 раза в неделю;(до 1989 года рейс имел нумерацию 2631/2632)
рейс Ф873/874 Тула — Казань — Набережные Челны — Свердловск 4 раза в неделю;(до 1989 года рейс имел нумерацию 2633/2634)
рейс Ф875/876 Тула — Куйбышев — Челябинск 3 раза в неделю; 4 раза в неделю в летний период.(до 1989 года рейс имел нумерацию 2635/2636)
рейс Ф877/878 Тула — Саратов — Оренбург 2 раза в неделю;
рейс Ф879/880 Тула — Донецк — Анапа 4 раза в неделю (вводился в летний период);
рейс Ф881/882 Тула — Киев (Жуляны) (вводился дополнительно в летний период) 2 раза в неделю;
рейс Ф883/884 Тула — Киев (Жуляны) — Бельцы 2 раза в неделю (вводился в летний период);
рейс 84521/84522 Тула — Москва (Быково) выполнялся 1 раз в неделю.
Также были и транзитные рейсы:

На самолетах Ан-24:


рейс Л127/128 Рига — Тула — Саратов, выполнялся Рижским ОАО Латвийское УГА 3 раза в неделю, ежедневно в летний период;(до 1989 года рейс имел нумерацию 8291/8292). Рейс выполнялся только на самолетах Ан24РВ (46487,46666,47309,47351)
рейс Ф807/808 Тамбов — Тула — Минск, выполнялся Тамбовским ОАО 3 раза в неделю, 4 раза в неделю в летний период;
рейс Р45/Р46 Ленинград(Ржевка) — Тула — Северодонецк, выполнялся Псковским ОАО 2 раза в неделю в летний период; (только в 1991 году)
рейс М547/М548 Ставрополь — Воронеж — Тула — Ленинград(Ржевка), выполнялся Ставропольским ОАО 4 раза в неделю в летний период; (только в 1991 году).
На самолетах Як-40:
рейс П137/138 Ульяновск — Тула — Минск, выполнялся Ульяновским ОАО ежедневно;
рейс Р109/110 Новгород — Тула — Харьков — Краснодар, выполнялся Новгородским ОАО ежедневно (вводился в летний период);
На самолетах Л-410
рейс Ф759/760 Смоленск — Тула — Воронеж, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно;
рейс Ф757/758 Смоленск — Тула — Пенза — Саратов, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно. (В 1990 году рейс был отменен).
На самолетах Ан-26:
рейс Б991/992 Минск-1 — Тула, выполнялся Минским ОАО один раз в неделю;
С распадом СССР для аэропорта настали трудные времена. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1993 году. Окончательно отряд обездвижился к концу 1990-х. Из 9 самолётов 5 были распроданы в Африку, в Азию, на Украину (3 Ан-24 — 46502, 46587, 47252 и 2 Ан-26 — 26121, 26125), а оставшиеся 4 Ан-24 (46600, 46303, 46347, 46329) эксплуатировались до 1995 года, впоследствии были разобраны на запчасти, списаны и окончательно утилизированы в 2001 году. В том же году аэропорт был исключен из Реестра аэродромов.[10]

А каковы ваши воспоминания и истории о тульском аэропорте? Хочется услышать!!!

А здесь Вы можете прочитать про аналогично ушедшую в небытие Тула-Лихвинскую узкоколейную железную дорогу!