Родился и рос я в Ленинграде. В старших классах у нас в городе была традиция выезжать на каникулы всем классом (под наблюдением классного руководителя) в Прибалтику. Так, благодаря обучению в Питере, мы с детства знакомились с Таллином, Ригой, Вильнюсом - по тем временам в наших глазах это была Европа, почти заграница.
Тогда я впервые столкнулся с тем, что я могу вызывать у случайных людей неприязнь только лишь потому, что обращаюсь к ним по-русски. Много раз мне давали понять, что меня не понимают, хотя было видно, что это не так, пожимали плечами и проходили мимо, либо вообще не обращали внимания на мой вопрос, смотря сквозь меня.
Прошли годы. По работе мне приходилось часто летать в Калининград, а когда страны Балтии вошли в состав Шенгенской зоны, я стал ездить туда на автомобиле.
Первый раз ехал с опаской, вспоминая многочисленные телепрограммы, в которых нам рассказывали о ненависти прибалтов к россиянам.
Все оказалось совсем не страшно, гораздо лучше, чем это было во времена Союза. Все вокруг, кто постарше, прекрасно меня понимали и охотно отвечали, пусть и с акцентом. Даже молодые люди, которые уже не изучала в школе обязательный в советское время русский язык, внимательно вслушивалась в мои вопросы, морщили лоб, пытались понять…
Все изменилось – мы перестали быть захватчиками, мы стали иностранными туристами, приезжающими, чтобы оставить свои деньги в их стране.
Так что все страшилки про плохое к нам отношения мой личный многократный опыт не подтверждает.
К тому же, я очень полюбил дорогу из Питера в Кёниг через три прибалтийские страны.
В первые годы поездок мог распознать, в какой стране нахожусь, по качеству асфальта, по которому еду: лучший был в Литве, похуже в Эстонии и почти как у нас – в Латвии.
Как-то решил пересечь границу между Эстонией и Латвией не через бывший пограничный пункт под Valga или Valka (он по-разному называется в этих двух странах), в самом городе (граница проходила через город, дома с 1 по 3 по одной улице были в Эстонии, а начина с 4-го в Латвии). Так вот стоило мне пересечь бывшую границу, как машина начала прыгать на ямах, хотя еще сто метров назад ехала по ровному асфальту.
С годами разница в дорожном покрытии исчезла – все стали хорошими.
Дорога очень красивая. В Эстонию я въезжаю через пост Ивангород-Нарва.
Очень интересный пост, потому что по утрам там большой поток пешеходов, идущих из одной страны в другую: люди живут по одну сторону границы, а работаю по другую.
Потом путь на Тарту.
Затем на Ригу, но не доезжая города, поворот (в Саласпилс) вдоль Рижского водохранилища – очень необычно: слева вода за бетонной стеной выше дороги, а справа дома в низине. Т.е. люди живут метров на 50 ниже уровня моря, а море это находится в сотне метров от их дома.
В Клайпеде переправа на пароме на Куршскую косу (очень красивое и необычное место, напишу о нем отдельно), половина которой принадлежит Литве, а половина РФ.
Ездить через косу дороже: стоимость парома и экологический сбор, но зато на пограничном посту не бывает очереди.
Кстати, за переправу с косы в Клайпеду оплаты нет, ее стоимость входит в цену билета, который покупаешь при переправе на косу. Так что, если приезжать в Калининград через Советск, а возвращаться через косу, то можно сэкономить 😊 .