1. При одиночной охоте человеческого общения не требуется. Всё общение, которое имеет место на такой охоте, сводится к общению охотника с добываемым им зверем. Таким образом, это — человеческое общение лишь наполовину, общение со стороны охотника. Вот такая Пенелопа Гну.
2. Напротив, в коллективной охоте, и в любом коллективном труде, пусть это будет даже производящее хозяйство, а не присваивающее, в присваивающее охота входит в качестве одной из частей, — необходимо разделение труда, распределение обязанностей в общем деле. А для этого совершенно необходим общий план этой деятельности, «подбор и расстановка кадров» по местам и осознание этого плана всеми или несколькими участниками его осуществления. Вот для всего этого совершенно необходимо общение, необходима речь, в которой покамест несвершённые реальные действия идеализуются и лишь называются, но так, что становятся понятными всем участникам общения.
Поэтому с точки зрения хозяйственной деятельности общение необходимо возникает в коллективном труде и в разделении труда в этой общей трудовой деятельности.
3. Кстати, другое общение, общение вне трудовой деятельности и не из нужд трудовой деятельности (по нужде — это «планёрка у директора»), не является обязательным. Такое общение можно мыслить в качестве эпифеномена и обертона «производственного совещания». И поначалу, то есть в генезисе, так и было. Но в дальнейшем эта необязательность творческими усилиями была превращена в свободу. Вот почему искусство и философия не требуются производством танков, не входят в производственную необходимость. Они — удел свободных людей, не испытывающих нужду в своём творчестве. А если кто-то всё ещё относится к философии, поэзии или музыке как к ненужной чепухе, он тем самым обнаруживает для публики своё свидетельство о бедности души и нищете ума, он — дипломированный и клеймёный раб присваивающего или производящего хозяйства. И вполне возможно, мировоззренчески располагается на уровне первобытного охотника или какой-нибудь зерновой или зернобобовой бестолочи, которая живёт чтобы работать, работает чтобы есть, ест чтобы снова работать. Какая роскошная обмолоченная и просеянная судьба!
4. Вот почему и общество, как застывший, фиксированный итог постоянного общения, сперва есть продукт развитой трудовой необходимости, а в дальнейшем становится продуктом свободы. Свободные люди свободно общаются и создают тем самым свободное общество. Ну и как им жить без философии, без поэзии, без музыки?! Совершенно, совершенно невозможно.
2021.04.10.