Дальнобойщики всегда стояли особняком, пользовались уважением и привилегиями. В СССР им платили до 1 000 руб., тогда как Жигули можно было купить за 5 000 руб. Как же так случилось, что в России возник дефицит профессиональных водителей? А эксперты утверждают, что проблема в ближайшее десятилетие будет только усугубляться. Неужели даже высокая зарплата не привлекает молодежь в столь интересную профессию?
На своем грузовике
Легенды о миллионных доходах дальнобойщиков появились не на пустом месте. Действительно, имея свой КАМАЗ, можно за год заработать до 8 млн руб. и больше. Это при условии, что за километр будут платить от 80 руб., а за месяц проезжать 10 000 км. Согласитесь, впечатляющая сумма для водителя.
Но теперь давайте минусовать. Обязательные расходы на:
- топливо;
- ТО, текущие ремонты;
- лицензии, тахометр, медосмотр;
- оплата «Платона»;
- налоги, включая транспортный и с бизнеса.
А еще есть переменные затраты, размер которых непредсказуем. Кроме питания, стоянок, расходов на гигиенические процедуры в пути, водителю приходится оплачивать штрафы, общаться с различными проверяющими, инспекторами на дороге и благодарить логистов за интересные заказы. В итоге «съедается» 2/3 прибыли. И в лучшем случае на руках остается около 200 000 руб. в месяц.
Если нет полной загруженности, доход и вовсе может составлять 72 000–150 000 руб. В некоторых случаях легко уйти в минус, особенно когда приходится возмещать порчу груза или восстанавливать авто после аварии за свои деньги. Зачем такие сложности? Может, проще устроиться по той же профессии на работу, где меньше ответственности?
В транспортной компании
Сразу спойлер – средняя зарплата дальнобойщиков – 78 373 руб. Столько насчитали на портале «Город Работ» по открытым вакансиям в ноябре 2020 г. Но в реальности доходы могут сильно отличаться, причем как в меньшую, так и в большую сторону.
Например, председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов Александр Котов говорит, что при смене 14–16 часов в сутки дальнобои получают 50 000–60 000 руб. Это подтверждают и таблички на фурах, где написано: «Принимаем на работу. Зарплата – от 50 000 до 80 000 руб.».
Где платят больше
Все считают, что самые высокие оклады у водителей на Севере. Но оказывается, при определенной удаче можно не меньше получать на междугородних и международных рейсах.
Например, на портале «Россия.Труд» 18% объявлений с окладом выше 99 300 руб. На сайте НН и вовсе есть вакансии, где предлагают 140 000 руб., а со своей машиной – от 330 000 руб.
Директор компании «АТЛ-Транс» Михаил Левашов рассказывает, что те, кто возят грузы из Москвы в Хабаровск, получают от 80 000 руб., иногда больше 100 000 руб. Низкие зарплаты в 30 000–50 000 руб. у водителей, которые развозят товары по торговым сетям.
Компании готовы платить больше, если речь идет о грузах:
- Температурных. Чаще всего это лекарства, продукты. Прибавка за рефрижератор может составлять 10 000–15 000 руб.
- Опасных. Это нефть, бензин, взрывоопасные, радиоактивные. Но чтобы получить дополнительные деньги, водителю нужно иметь удостоверения ДОПОГ.
- Негабаритных, тяжеловесных. Здесь речь идет об определенной квалификации, поэтому и платят больше 100 000 руб.
Самые высокие зарплаты на международных перевозках – до 120 000–130 000 руб.
Но новичку не доверят опасный груз или поездку через несколько границ. Поэтому, как и в любой профессии, на такой уровень дохода могут рассчитывать только водители с опытом. А сами дальнобои говорят, что основной стимул – это далеко не зарплата, а любовь к дороге.
Автор: Сухов Виктор.
В тему