Найти в Дзене

Был ли Филипп Добрый действительно добрым

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Посмотрите на этого изящно подбоченившегося мужчину в черном. Это - герцог Бургундии Филипп III Добрый, каким его изобразил один из самых моих любимых художников той эпохи - Рогир ван дер Вейден. Перед герцогом стоит коленопреклоненный человек и протягивает ему большую книгу, обложка которой украшена, по моде тех лет, драгоценными камнями. Имя этого мужчины тоже известно, это переводчик Жан Воклен.

Что же происходит на этой превосходно нарисованной миниатюре?

Рогир ван дер Вейден. "Жан Воклен преподносит «Хроники Эно» Филиппу Доброму". Миниатюра 1447 года.
Рогир ван дер Вейден. "Жан Воклен преподносит «Хроники Эно» Филиппу Доброму". Миниатюра 1447 года.

Кстати, этот рисунок был сделан ван дер Вейденом в этой самой книге, которая изображена на нем. Дело в том, что в XV веке было довольно распространено, чтобы богато оформленная книга открывалась миниатюрой, на которой изображалось, как автор книги дарит ее заказчику. Под автором в данном случае имеется в виду не тот, кто сочинил текст, а кто составил сборник, или перевел книгу, или иллюстрировал ее.

Конкретно эта книга называлась «Хроники Эно», а Жан Воклен был тот человек, кто перевел текст с латыни на французский по заказу герцога. Поэтому он преподносит ему готовое рукописное издание.

Мастер Вокленова «Александра». "Жан Воклен преподносит «Книга завоеваний и подвигов Александра» Филиппу Доброму". Миниатюра около 1446 года
Мастер Вокленова «Александра». "Жан Воклен преподносит «Книга завоеваний и подвигов Александра» Филиппу Доброму". Миниатюра около 1446 года

Кстати, Жан Воклен был, что называется, придворным переводчиком Филиппа, поскольку есть и другие миниатюры, в которых он опять-таки преподносит монарху те или иные книги. Например, неизвестный художник, которого называют Мастером Вокленова «Александра», изобразил аналогичную сцену, но преподносится уже «Книга завоеваний и подвигов Александра».

Уже из этих миниатюр можно сделать вывод, что Филипп Добрый любил читать, притом его привлекали книги по истории. Поэтому для него находили и переводили на родной ему французский все значимые исторические труды того времени. Больше всего Филиппа, как человека Эпохи Возрождения, интересовала античность, а Древний Рим он воспринимал как образец для подражания. Волновала его и французская история.

Рогир ван дер Вейден "Портрет Филиппа Доброго"
Рогир ван дер Вейден "Портрет Филиппа Доброго"

Рогир ван дер Вейден сделал превосходный портрет Филиппа Доброго, где он показан в своем обычном черном одеянии, в большой шапке со шлейфом, как он любил носить. Вообще Филипп, как человек, тяготевший к интеллектуализму, хотел выглядеть скромно, но элегантно, что ему, в общем-то, удавалось. Однако приверженность к черному цвету имела не эстетический, а политический и личный характер. Так Филипп выражал скорбь по своему вероломно убитому отцу Жану Бесстрашному и намекал его убийцам, что он все помнит и не простит.

Однако, почему его назвали Добрым, был ли он на самом деле добр?

Виллем Геец. "Двор Филиппа Доброго", Ратуша, Брюссель.
Виллем Геец. "Двор Филиппа Доброго", Ратуша, Брюссель.

Отнюдь нет. Прозвище "Добрый" имел, кстати, не он один, некоторых французских правителей тоже так называли, например, был такой король Жан II Добрый, из того же рода Валуа. Это прозвище имело в средневековой Франции примерно тот же смысл, что и в старом русском языке "добрый" в отношении молодца или коня. В данном случае имелось в виду, что Филипп хорошо держал с руках меч, был искусным воином. А так вообще он имел довольно вспыльчивый характер, хотя и отходчивый.

К привлекательным чертам Филиппа относится, по-моему, его искренний интерес к истории и искусству. Это был типичный гуманитарий, волей обстоятельств вынужденный воевать (неплохо, кстати) и править герцогством (тоже недурно).

Почитайте еще на моем канале:

Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями

Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью

В блоге мужа:

Мои впечатления от аэропорта Якутска