Слово лечит, слово ранит... Быть празднословным не просто безобидно болтать. Что значит для вас бережно относиться к словам?
- Дрянь, ну какая же ты дрянь!
Я вздрагиваю всем телом и просыпаюсь. Вот это словцо! Кто это у нас так выражается, интересно? А главное - что случилось?!
На часах 6.00, воскресенье, ну ё-моё... Муж и дети сладко спят, и тут я понимаю, что кричат не у нас, а у соседей снизу. Что поделаешь, стенки-то тонкие, как в том анекдоте - ты чихнёшь, а тебе из-за стены: “Будь здорова!”
Скандал внизу крепчает, набирает нецензурные обороты. Н-да, под такой “аккомпанемент” уже сны не досмотришь... Встаю, иду в ванную нанести крем и сделать массаж лица.
Вот блин, в ванной ещё слышнее.
- Ты поганая мать! Ты ваще не мать, а дерьмо! - доносится до меня визгливый вопль. Быстренько намазываю крем и ретируюсь в кухню. Значит, опять тётя Аня разошлась… Бедная Иринка.
Раз уж выпало рано встать, так хоть время проведу с пользой: приготовлю на завтрак смузи и салат. Через пару-тройку часов прибегает “нижняя” соседка Иринка.
- Софья, десять тысяч займешь мне? На неделю? Оо-о-очень надо!
- Ирин, что случилось?
- Всё, не могу больше с маман жить! - выдыхает Иринка, просачиваясь в квартиру. - Довела!
Ирина лет на пять меня старше, поэтому особо по детству мы с ней не дружили. Обо всех событиях из её жизни я узнаю из звуков снизу. С мамой, тётей Аней, они ругались постоянно, сколько себя помню. Потом на фоне их ругани зазвучал мужской бас - Иринка привела мужа. Скоро бас исчез, через какое-то время сменился детским плачем и колыбельными на два голоса - Иринкиными и тёть-Аниным.
Теперь вот, выходит, вконец разругались, съезжать Иринка собралась.
- Вот ты скажи, это нормально: я сплю, она как заорёт на меня?! И давай последними словами! Вот думаешь - за что? А просто я вчера форточку на кухне чуть открытую оставила - душно спать было, аж голова разболелась. У нас балкон застекленный, ну как у вас, короче, неоткуда было ветру взяться, чтобы форточку распахнуть, а он вот взялся! Маман просыпается - в коридоре холодно! Она на кухню - а там форточка наполовину открытая! Вот она и начала орать, типа я Таньку застужу, а Танька спит себе спокойно, под одеялом. Да она от её ора проснулась и тоже давай орать - это же вообще психику ребёнку сорвать можно, неужели мать не понимает?!
Иринка начинает хлюпать носом и запрокидывать голову, пряча слезы.
- Сказала мне, что я дерьмо, а не мать, прикинь… А я ведь изо всех сил Таньку обеспечиваю! Думаешь, у нас, на автопокраске, работа - сахар?!
Пьем с Иринкой чай, она успокаивается и обещает подумать, прежде чем срываться из квартиры с ребёнком в неизвестном направлении. А мне остается раковина грязной посуды (мои-то уже тоже позавтракали) и вагон размышлений.
Слово! Сильная штука… Может с колен поднять и бросить в бой, а может - сломать и даже убить, причем исподволь, незаметно, не нанося “тяжких телесных”.
Вообще, понимаем ли мы, люди, каким инструментом обладаем?
В случае с Иринкой и тётей Аней - ведь явно же не всерьёз было сказано, что Иринка плохая мать. Потому что она реально не плохая. Хорошая. Изо всех сил любящая своего ребёнка.
И сама тетя Аня - не плохая мать, и тоже Иринке и Танюшке только добра желает. И вообще, добрая и сердечная, в общем-то, женщина. Одна беда - на язык очень уж несдержанна. Всегда такой была. И в этот раз вот ведь как припечатала, так припечатала Иринку, словно клеймом: “Дерьмо ты, а не мать!” И это клеймо горит и болит в Иринкиной душе, и болеть ещё будет, ой, долго….
Читала книгу, где было сказано, что человеческий мозг — это мощный генератор, индуктор энергии, которая буквально пропитывает окружение материальной и нематериальной информацией.
Да, согласна, немного эзотерическая идея, и нет приборов, способных зафиксировать это, но ведь вы сами наверняка обращали внимание на такой феномен: приходишь в дом, где часто и много ругаются, в расслабленном состоянии, а уходишь - во взвинченном, и непонятно, отчего.
Я такие вещи многократно замечала, отчего-то я к ним чувствительна. И ещё до того, как эту книжку прочла, думала: “Стены, что ли, тут какие-то… Почему у меня нервяк после каждого визита в это место?”
И так же - в храме. Приходишь любая: на подъёме, на спаде, а простоишь службу - и выходишь наполненная тихой радостью, и такая благодать на душе!
Может быть, именно поэтому в великопостной молитве Ефрема Сирина есть эти слова: “Господи и Владыка живота моего, духа… . празднословия не даждь ми”? Для меня это ещё одна истина Православия, данная мне “на вырост”. Пока я не могу в полной мере оценить, что это такое - праздное, пустое слово. Но должна верой и здравым смыслом принять: мои слова обладают влиянием, они изменяют пространство, настроение, души других людей.
Как там апостол Павел говорил?
“Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших...”
Ваша Яблоневая школа