1. Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы.
В 1508 году 33-летний Микеланджело усердно трудился над мраморной гробницей папы Юлия II, относительно малоизвестной частью, ныне находящейся в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда Юлий попросил уважаемого художника переключить передачу и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело отказался. Во-первых, он считал себя скорее скульптором, чем художником, и у него не было никакого опыта работы с фресками. Он также был настроен закончить гробницу, даже когда финансирование проекта сократилось. Тем не менее Микеланджело неохотно принял заказ, проведя четыре года своей жизни, взгромоздившись на строительные леса с кистью в руке. В течение следующих нескольких десятилетий он периодически возвращался к монументальной гробнице Юлия.
2. Вопреки распространенному мнению, Микеланджело написал Сикстинскую капеллу в стоячем положении.
Когда они изображают Микеланджело, создающего свои легендарные фрески, большинство людей думают, что он лежал. Но на самом деле художник и его помощники использовали деревянные подмостки, которые позволяли им стоять прямо и тянуться над головой. Микеланджело сам спроектировал уникальную систему платформ, которые крепились к стенам с помощью кронштейнов. Впечатление, что Микеланджело нарисовал на его спине, могло возникнуть из фильма 1965 года “Агония и экстаз”, в котором Чарльтон Хестон изобразил гения за потолком Сикстинской капеллы.
3. Работа над Сикстинской капеллой была настолько неприятной, что Микеланджело написал поэму о своих страданиях.
В 1509 году все более неуютный Микеланджело описал физическую нагрузку проекта Сикстинской капеллы своему другу Джованни да Пистойе. “У меня уже вырос зоб от этой пытки”,-написал он в стихотворении, которое, несомненно, было несколько насмешливым. Он продолжал жаловаться, что его “живот раздавлен под моим подбородком”, что его “лицо делает прекрасный пол для помета”, что его “кожа свободно свисает подо мной” и что его “позвоночник весь завязан узлом от того, что я сгибаюсь.” Он закончил утверждением, что ему не следовало менять свою дневную работу: “Я не нахожусь в нужном месте—я не художник.”
4. Шедевр Микеланджело оказался очень устойчивым.
Фрески на потолке Сикстинской капеллы сохранились на удивление хорошо в течение пяти столетий с момента ее завершения. Не хватает только одного маленького компонента: части неба на панно, изображающей спасение Ноя от великого библейского потопа. Кусок окрашенной штукатурки упал на пол и разлетелся вдребезги после взрыва на соседнем пороховом складе в 1797 году. Несмотря на кажущуюся прочность потолка, эксперты опасаются, что пешеходное движение миллионов людей, посещающих Сикстинскую капеллу каждый год, продолжает представлять серьезную угрозу.
5. Искусство Сикстинской капеллы Микеланджело было подправлено—и разделено—в 1980-х и 1990-х годах.
Между 1980 и 1999 годами специалисты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску “Страшный суд”, которую он создал в последние годы своей жизни. Специалисты скрупулезно растворяли слои грязи, сажи и отложений, существенно осветляя краски многовековых картин. Реставрация также уничтожила работу папы Пия IV, который приказал разместить фиговые листья и набедренные повязки на обнаженных фигурах Микеланджело в 1560-х годах.
6. Самая известная панель потолка Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг.
В разделе, озаглавленном “Сотворение Адама”, фигуры, изображающие Бога и Адама, тянутся друг к другу с протянутыми руками. Их почти соприкасающиеся пальцы-одно из самых узнаваемых и широко тиражируемых изображений в мире. Некоторые теоретики считают, что эта сцена также содержит безошибочный контур человеческого мозга, образованный ангелами и одеяниями, окружающими Бога. По словам Фрэнка Линна Мешбергера, врача, который впервые выдвинул эту гипотезу, Микеланджело намеревался вызвать Божье дарование разума первому человеку.
7. В Сикстинской капелле избираются новые папы.
Построенная в 1470-х годах при папе Сиксте IV, от которого она и получила свое название, Сикстинская капелла является не просто самым популярным туристическим местом Ватикана. На самом деле она выполняет важнейшую религиозную функцию. Начиная с 1492 года в этом простом кирпичном здании проходили многочисленные папские конклавы, во время которых кардиналы собирались, чтобы проголосовать за нового папу. Специальная труба на крыше часовни транслирует результаты конклава, белый дым указывает на избрание папы, а черный-на то, что ни один кандидат еще не получил большинства в две трети.