Найти в Дзене
MAD TOSBY

«Воскресение Христово видевше…»

В Го­сударс­твен­ной Треть­яков­ской га­лерее в рам­ках Ве­сен­не­го фес­ти­валя филь­мов об ис­кусс­тве сос­то­ялась премь­ера филь­ма «Вос­кре­сение в ис­кусс­тве» — реп­ре­зен­та­ции еван­гель­ско­го по­вес­тво­вания о Стра­дани­ях, Крес­тной смер­ти и Вос­кре­сении И­ису­са Хрис­та из мёр­твых в ше­дев­рах ми­ровой жи­вопи­си. О фильме докладывает Пётр Глебов
Фото ©️ David Bickerstaff
Фото ©️ David Bickerstaff

В Го­сударс­твен­ной Треть­яков­ской га­лерее в рам­ках Ве­сен­не­го фес­ти­валя филь­мов об ис­кусс­тве сос­то­ялась премь­ера филь­ма «Вос­кре­сение в ис­кусс­тве» — реп­ре­зен­та­ции еван­гель­ско­го по­вес­тво­вания о Стра­дани­ях, Крес­тной смер­ти и Вос­кре­сении И­ису­са Хрис­та из мёр­твых в ше­дев­рах ми­ровой жи­вопи­си. О но­вой ра­боте бри­тан­ско­го ре­жис­сё­ра-до­кумен­та­лис­та Фи­ла Граб­ски, ко­торую мож­но уви­деть в Мос­кве на про­тяже­нии ещё ме­сяца, док­ла­дыва­ет Пётр Гле­бов

«С то­го вре­мени И­исус на­чал от­кры­вать уче­никам Сво­им, что Ему дол­жно ид­ти в И­еру­салим и мно­го пос­тра­дать от ста­рей­шин и пер­восвя­щен­ни­ков и книж­ни­ков, и быть уби­ту, и в тре­тий день вос­крес­нуть».
Еван­ге­лие от Мат­фея, гла­ва 16, стих 21

Эта ре­цен­зия яв­ля­ет­ся частью руб­ри­ки «Ки­нобаттл». Вто­рую ре­цен­зию на фильм «Вос­кре­сение в ис­кусс­тве» вы мо­жете про­читать здесь .

Вы­ход на рос­сий­ский эк­ран до­кумен­таль­но­го филь­ма «Вос­кре­сение в ис­кусс­тве» (2020), соз­данно­го бри­тан­ской ки­ноком­па­ни­ей Seventh Art Productions в рам­ках про­ек­та Exhibition On Screen, очень сим­во­личен имен­но в пе­ри­од Свя­той Че­тыре­десят­ни­цы или, дру­гими сло­вами, Ве­лико­го пос­та — со­рокад­невный пе­ри­од осо­бен­но усер­дной ра­боты хрис­ти­ан над ком­плексным со­вер­шенс­тво­вани­ем сво­его ду­шев­но­го ми­ра, го­товя­щий чле­нов Цер­кви к Страс­тной Сед­ми­це — цен­траль­ной не­деле цер­ковно­го ка­лен­да­ря, на ко­торой, собс­твен­но, Цер­ковь че­рез со­вер­ше­ние бо­гос­лу­жений пе­режи­ва­ет со­бытия, ле­жащие в ос­но­ве это­го филь­ма, как и в ос­но­ве все­го хрис­ти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. Мож­но ска­зать, что премь­ера «Вос­кре­сения в ис­кусс­тве» вдвой­не сим­во­лич­на на вто­рой ве­лико­пос­тной сед­ми­це, иду­щей пос­ле Не­дели пер­вой Ве­лико­го пос­та («не­делей» на цер­ковнос­ла­вян­ском язы­ке на­зыва­ет­ся вос­кре­сенье) — Не­дели Тор­жес­тва Пра­вос­ла­вия — воз­никше­го в IX ве­ке праз­дни­ка в свя­зи с окон­ча­тель­ной по­бедой Цер­кви над ересью ико­нобор­чес­тва. Без этой по­беды у нас не бы­ло бы и про­из­ве­дений Джот­то, Ти­ци­ана, Эль Гре­ко, Ка­равад­жо, Рем­брандта и дру­гих ве­личай­ших ху­дож­ни­ков, пос­редс­твом ко­торых в рас­смат­ри­ва­емой на­ми до­кумен­таль­ной лен­те ве­дёт­ся еван­гель­ский нар­ра­тив.

Но­вый до­кумен­таль­ный фильм Фи­ла Граб­ски, ав­то­ра цик­ла филь­мов о круп­ных ху­дожес­твен­ных выс­тавках са­мых из­вес­тных му­зе­ев ми­ра, во мно­гом по сю­жет­ной конс­трук­ции схож со «Страс­тя­ми Хрис­то­выми» (2004) Мэ­ла Гиб­со­на — по­жалуй, са­мым из­вес­тным иг­ро­вым филь­мом, сце­нарий ко­торо­го был на­писан на ос­но­ве Свя­щен­но­го Пи­сания. Вос­по­мина­ние Тай­ной Ве­чери, мо­ление Хрис­та о ча­ше в Геф­си­ман­ском са­ду, пре­датель­ство И­уды, от­ре­чение апос­то­ла Пет­ра, би­чева­ние Хрис­та и воз­ло­жение на Не­го тер­но­вого вен­ца, «умы­вание рук» Пон­тия Пи­лата, не­сение Крес­та по «Пу­ти Скор­би» к Гол­го­фе, рас­пя­тие на Крес­те Спа­сите­ля и двух раз­бой­ни­ков, сня­тие Те­ла Хрис­та с Крес­та — всё, что в филь­ме Гиб­со­на раз­ви­ва­ет­ся в ди­нами­ке при до­воль­но вы­соком гра­дусе на­тура­лиз­ма, в про­ек­те Граб­ски пред­став­ле­но в ви­де плав­ной сме­ны все­мир­но из­вес­тных жи­вопис­ных про­из­ве­дений (за­час­тую од­ни и те же еван­гель­ские эпи­зоды ил­люс­три­ру­ют­ся нес­коль­ки­ми кар­ти­нами или фрес­ка­ми раз­ных ху­дож­ни­ков) с за­кад­ро­вым чте­ни­ем биб­лей­ско­го пер­во­ис­точни­ка — че­тырёх ка­нони­чес­ких Еван­ге­лий от Мат­фея, Мар­ка, Лу­ки и И­оан­на. При этом по­лот­на пред­ста­ют взо­ру зри­теля в трёх­мерном отоб­ра­жении — ве­ро­ят­но, что­бы по­мочь нам ощу­тить се­бя по­сети­теля­ми выс­тавки, рас­смат­ри­ва­ющи­ми ше­дев­ры с про­из­воль­ных ра­кур­сов и име­ющи­ми воз­можность к ним при­кос­нуть­ся. Иной раз вслед за об­щим пла­ном кон­крет­ной кар­ти­ны идёт кадр с ук­рупне­ни­ем то­го или ино­го её фраг­мента.

Фото ©️ David Bickerstaff
Фото ©️ David Bickerstaff

Как из­вес­тно, фи­наль­ной сце­ной «Страс­тей Хрис­то­вых» бы­ла дер­зно­вен­ная по­пыт­ка Гиб­со­на пред­ста­вить се­бе са­мо Вос­кре­сение Хрис­та, Его ожив­ле­ние с ис­це­лён­ным от ран Те­лом и то, как Он по­кида­ет гроб­ни­цу. В «Вос­кре­сении в ис­кусс­тве» это со­бытие — важ­ней­шее в жиз­ни всех хрис­ти­ан — пред­став­ле­но так же, как и в Свя­щен­ном Пи­сании, где нет са­мого опи­сания Вос­кре­сения Хрис­то­ва: по­беда Спа­сите­ля над смертью со­от­но­сит­ся с изоб­ра­жени­ем жён-ми­роно­сиц, при­шед­ших с бла­гово­ни­ями ко гро­бу и вмес­то Те­ла Учи­теля об­на­ружив­ших Ан­ге­ла, воз­вестив­ше­го им, что Хрис­тос вос­крес. По­вес­тво­вание на этом не за­кан­чи­ва­ет­ся: да­лее сле­ду­ет эк­спо­зиция ше­дев­ров жи­вопи­си, пе­реда­ющих яв­ле­ние Вос­крес­ше­го Хрис­та Ма­рии Маг­да­лине, яв­ле­ние Спа­сите­ля двум пут­ни­кам в Эм­ма­усе и сво­им один­надца­ти уче­никам, уве­рение апос­то­ла Фо­мы и, на­конец, Воз­не­сение Хрис­та на не­бо на со­роко­вой день пос­ле Сво­его Вос­кре­сения.

Еван­гель­ский рас­сказ мес­та­ми соп­ро­вож­да­ет­ся ком­мента­ри­ями па­ры бри­тан­ских жен­щин-ис­кусс­тво­ведов, глав­ным об­ра­зом за­яв­ля­ющих пуб­ли­ке о не­об­хо­димос­ти изу­чения в де­талях Свя­тых спа­ситель­ных Страс­тей, смер­ти на Крес­те и Вос­кре­сения И­ису­са Хрис­та из мёр­твых каж­дым че­лове­ком вне за­виси­мос­ти от его ми­ровоз­зре­ния. Этот при­зыв убе­дите­лен и не на­вяз­чив, и как хо­роший ва­ри­ант та­кого поз­на­ния нам пред­ла­га­ет­ся пог­ру­жение в мир ми­ровой ху­дожес­твен­ной сок­ро­вищ­ни­цы. На­ши ис­кусс­тво­веды-со­оте­чес­твен­ни­ки, ко­торые уви­дят фильм «Вос­кре­сение в ис­кусс­тве», мо­гут ока­зать­ся не­доволь­ны­ми тем, что из нес­коль­ких де­сят­ков пред­став­ленных на эк­ра­не ше­дев­ров все­го один или два от­но­сят­ся к рус­ской шко­ле, а ос­таль­ные де­вянос­то с лиш­ним про­цен­тов — тво­рения пре­иму­щес­твен­но мас­те­ров За­пад­ной Ев­ро­пы. Та­кое не­доволь­ство мо­жет быть выз­ва­но в кон­тек­сте об­рамле­ния это­го филь­ма съ­ём­ка­ми с ноч­но­го Пас­халь­но­го бо­гос­лу­жения в од­ном из мос­ков­ских пра­вос­лавных хра­мов. Кад­ры, за­печат­левшие Пас­халь­ный крес­тный ход, каж­де­ние ду­ховенс­твом пас­твы с воз­гла­сом «Хрис­тос Вос­кре­се!» и яр­ко мер­ца­ющие ог­ни в лам­падках, пе­реда­ют бла­годат­ную ат­мосфе­ру Праз­дни­ка праз­дни­ков и Тор­жес­тва из тор­жеств и выс­ту­па­ют при­ят­ной ори­гиналь­ной изю­мин­кой, пас­халь­ным яй­цом во всех смыс­лах. В це­лом до­кумен­таль­ный фильм Фи­ла Граб­ски вы­пол­ня­ет важ­ную прос­ве­титель­скую и про­повед­ни­чес­кую мис­сию с пре­дос­тавле­ни­ем нам воз­можнос­ти для ор­то­док­саль­ной ме­дита­ции.

12+ Би­ле­ты на по­каз филь­ма мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те TheatreHD .