Найти в Дзене

За чей счёт шедевр

Продолжение, начало - здесь

На что же рассчитывал Брюллов? Тут уместнее было бы спросить: на кого. В 1828 в Италию прибывает великая княгиня Елена Павловна. Урожденная немецкая принцесса (других при русском дворе и не водилось) Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская (1806-1873) была выбрана в качестве невесты вдовой императора Павла I – Марией Фёдоровной (кстати, тоже из Вюртембергского дома) для своего четвертого сына Миши. Свадьба состоялась в 1824, а в 1825 молодые переехали в Михайловский дворец, тот самый, который теперь Русский музей (улавливаете мистику взаимосвязей?). Будущая Елена Павловна воспитывалась в пост-наполеоновском Париже, была знакома с Мериме, Стендалем, Делакруа, Кювье, Гумбольдтом и Ампером. Миша Романофф, напротив, даже среди собственных братьев считался личностью, читавшей в жизни только 1 книжку – армейский устав. Супруги старались проводить время в разных занятиях и обществах. Уже гораздо позже, будучи вдовой, Елена Павловна организовала у себя в Петербурге «кружок», который стал одним из главных мозговых центров для обсуждения освобождения крестьян и реформ 60х годов. Но до этого момента довольно долго. Пока Карл Брюллов пишет портрет будущего «главного либерала» семьи Романовых.

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Государственный Русский музей

Естественно, никакой иной связи, кроме профессиональной и интеллектуальной, тут даже и подозревать не стоит, слишком уж велика сословная пропасть. Я упомянул об этом портрете потому, что он сгладил последствия разрыва Брюллова с Обществом поощрения художников. За портрет было хорошо заплачено и это здорово изменило ситуацию.

Но в итальянской жизни Брюллова была ещё и другая женщина. И вот тут можно смело говорить не только о профессиональной связи. В 1827 году 28 летний Карл знакомится с 25-летней графиней Юлией Павловной Самойловой (урождённой Пален-Скавронской). Юлия была дальним потомком рода Скваронских, того самого, который вырос из заслуг «друга Катеринушки» (Екатерины I ). К моменту встречи с молодым художником она уже де-факто состояла в разводе со своим мужем. Эта женщина ещё много раз будет возникать в судьбе Брюллова. Да и сама по себе Юлия Павловна личность вполне незаурядная. Наследница сразу нескольких огромных состояний, она могла себе позволить вести действительно независимую и самостоятельную жизнь, не считаясь даже с мнением императора Николая I. Доходило до того, что она откровенно игнорировала царские предписания и устраивала свою личную жизнь так, как хотела. Брюллов писал Самойлову и её приёмных дочерей Амацилию и Джованину (вспомните хотя бы знаменитую «Всадницу») неоднократно. Вот один из портретов

Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей Джованиной и арапчонком. 1834. Музей Хиллвуд. Калифорния, США
Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей Джованиной и арапчонком. 1834. Музей Хиллвуд. Калифорния, США

Однако, сегодня мы говорим не о биографии Брюллова в целом, а об одном эпизоде его жизни. И тут нас интересуют три временных момента. Конечно, абсолютно строгих свидетельств не сохранилось, поэтому я позволю себе некоторую вольность. Представьте себе, первый визит Карла Брюллова к Юлии Самойловой.

- А это моя воспитанница Джованина. Её папА - композитор Джованни Пачини, но у него, бедняги, дела сейчас совсем плохи, поэтому я взяла бедную девочку к себе. (На самом деле, только насчёт Амацилии, которая родилась в 1828 с уверенностью говорят о том, что она дочь Пачини. Происхождение Джованины очень туманно)

Эпизод № 2

- Карл, помните? я говорила Вам про бедного Джованни Пачини. Сегодня дают его оперу «Последний день Помпеи», она совсем свежая, всего два года назад была премьера. Давайте поедем.

Я не ручаюсь, что всё обстояло именно так, но маленькая девочка на картине «Всадница» действительно дочь Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», премьера которой состоялась 19 ноября 1825 в Неаполе, а одна из первых «сильных и независимых» русских женщин Юлия Самойлова привезла Брюллова на раскопки Помпеи.

Карл Брюллов. Всадница. 1832. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Государственная Третьяковская галерея

Эпизод № 3

- Карл, как Вам понравилась опера? А кстати, тут недалеко есть раскопки. Давайте вместе посмотрим.

С этой невинной фразы возможно начался огромный «вулканический» процесс, перевернувший всё русское искусство.

Но даже средств, вырученных от работы над портретом Елены Павловны и наследства Юлии Самойловой, могло не хватить. Предстояла грандиозная работа, одна только плата натурщикам и аренда мастерской таких размеров выливались в круглую сумму. А теперь вопрос: вы знаете, что у первого русского шедевра, признанного в Европе, был конкретный заказчик? Что картина создавалась «по договору»? Лицом, заключившим с Карлом Брюлловым договор на написание «Последнего дня Помпеи» был князь Сан-Донато.

Предвижу хор обвинений в русофобии. Увы, дорогие мои. Автор действительно с презрением относится к ымперско-крепостнической ипостаси государства Российского и с брезгливостью к потугам нынешних манагеров его «возродить», но русофобом в целом никогда не был. Тем более, что князь Сан-Донато – коренной русак, потомок двух старинных родов – Демидовых и Строгановых. Под этой пышной вывеской в итальянском «свете» будет впоследствии известен Анатолий Николаевич Демидов. В момент встречи с Брюлловым он был «просто» Демидовым, пра-правнуком знаменитого Никиты Демидова, наследником колоссального состояния. Князем Сан-Донато он станет лишь в 1840, когда ему захочется женится на Матильде Бонапарт (племянница великого корсиканца). Именно тогда и выдумают этот пышный титул для того, чтобы невеста «не смущалась» (правда это не помогло, супруги вскоре развелись, но титул остался). Как раз незадолго до знакомства с Брюлловым, скончался отец Анатолия Демидова – Николай Никитич (+1828), оставив сыну огромную империю, включавшую в себя, помимо традиционных уральских демидовских заводов, «филиалы» во Флоренции, Америке, Сибири, Франции. Кстати, во Флоренции в честь Николая Демидова названа площадь, на которой стоит соответствующий памятник (за заслуги в делах благотворительности). А под Нижним Тагилом есть местечко Сан-Донато.

Анатолий Николаевич Демидов и стал тем, кто взял на себя все расходы по написанию «Последнего дня Помпеи» в обмен на право собственности на будущую картину.

Карл Брюллов. Портрет Анатолия Николаевича Демидова. Палаццо Питти, Флоренция
Карл Брюллов. Портрет Анатолия Николаевича Демидова. Палаццо Питти, Флоренция

Впрочем, тут была не только благотворительность и хорошие отношения с художником. У Анатолия Демидова был свой план. Говорят, что Николай I не любил его за «вывоз капитала». Действительно, большую часть жизни этот представитель старинного рода провёл в Европе, по-русски говорил плохо и предприятия развивал не только в России. После того, как картина была окончена и с успехом выставлена в нескольких городах, Демидов подарил её Николаю. Так полотно оказалось в России раньше своего создателя. Брюллова только в конце 1835 смогли «отловить» в Константинополе и передать ему последнее китайское царское предупреждение - немедленно прибыть в Петербург. Пришлось садиться на корабль и отплывать в Одессу.

Как видите, к созданию первого интернационально-признанного шедевра русской живописи привело множество обстоятельств, а из причастных лиц, помимо естественно самого автора, мы должно сугубо отметить Фредерику Шарлотту Марию Вюртембергскую (Елену Павловну), Юлию Павловну Самойлову и Анатолия Николаевича Демидова.

#карл_брюллов_на_этом_канале