У Натальи Кончаловской - матери именитых режиссёров Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского, супруги поэта, бессменного автора трёх гимнов Сергея Михалкова, есть небольшая детская книжечка "Суриково детство". Сегодня эта книжка, написанная для детей младшего школьного возраста, к сожалению, не переиздаётся. И, к счастью, она сохранилась в фондах некоторых библиотек.
Наталья Петровна легко, доступно, в то же время ярко и образно рассказывает о детстве своего деда Василия Ивановича Сурикова - одного из великих русских живописцев, создавшего грандиозные полотна "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Берёзове" хранящиеся в Третьяковской галерее, "Покорение Сибири Ермаком", "Взятие снежного городка", "Переход Суворова через Альпы", хранящиеся в Русском музее. В галереях других городов также представлены картины Сурикова. В Красноярске в доме, где родился Василий Иванович, сохранилось всё, как было. Сегодня там дом-музей художника.
Оказывается род суриковых идёт от донских казаков. Первый Суриков пришёл с Дона вместе с атаманом Ермаком завоёвывать Сибирь. С детства Василий знал, что его предки несли караульную службу на стенах крепости Красноярска. У прапрадеда Сурикова было прозвище "Пётр-Кривой". Во время одного из сражений стрела попала ему в глаз, с тех пор и стал зваться Пётр Суриков Кривым.
В детстве Василий любил слушать рассказы своего деда - полного тёзки - Василия Ивановича Сурикова, о казачьем житье-бытье, о походах, парадах, о казачьих порядках. Спустя сорок лет, Василий Иванович сумел использовать свои неизгладимые детские впечатления, когда писал знаменитую картину о покорении Сибири Ермаком.
Интересно, что первые рисунки будущего художника появились, когда мальчику исполнилось четыре года, и были они выцарапаны гвоздём на сиденье стула, за что Василий получал крепкий нагоняй. Зимой на окне мальчик любил пальцем выводить лодочки, ёлочки, рожицы. Позже рисовал углём и карандашом. Однажды маленькому живописцу захотелось нарисовать картину в цвете. Он срисовал углём висевший на стене портрет Петра Великого и раскрасил мундир синькой, а отвороты сделал красными с помощью давленой брусники.
В восемь лет мальчика отдали в школу. Он попал в старший подготовительный класс, и поначалу отставал от своих сверстников, за что получал насмешки и издевки от ребят, унизительные наказания от учителей. Тогда решил Василий сбежать из школы. Благо, мать Прасковья Фёдоровна сумела договориться, чтобы мальчика перевели в младший класс. Спустя пол-года он стал одним из лучших учеников.
Сложные времена наступили в семье после смерти отца. Матери назначили небольшую пенсию, поэтому Прасковья Фёдоровна вместе со старшей дочерью Катей стали брать заказы на вышивку и плетение кружев, тем самым зарабатывая небольшие деньги. Василию же полагалось помогать по хозяйству: встать затемно, принести воды, наколоть дров, затем отправляться в школу. Само собой, что любимым его уроком было рисование. Учитель Николай Васильевич Гребнёв учил наблюдать и думать, видеть и любить красоту. Он мог часами рассказывать о картинах Иванова, Брюллова, Айвазовского, Боровиковского, показывал репродукции русских и итальянских художников, тем самым открывая Василию Сурикову новый мир, полностью захвативший юного художника. Учитель заставлял мальчика делать копии с этих репродукций, и ученик добивался хороших результатов.
Весной 1861 года 13-летний Василий с отличием закончил начальную школу. Пришла пора поступать в Красноярское приходское училище. В торжественный выпускной день школу посетил заместитель губернатора Родиков - большой любитель и знаток искусства. Директор школы преподнёс ему рисунок акварелью, изображавший букет цветов, и представил автора рисунка Василия Сурикова. Родиков, посмотрев на мальчика, серьёзно сказал: "Ты будешь художником".
Возможно в этот момент юный выпускник чувствовал себя самым счастливым человеком на свете!
Предсказание Родикова сбылось.
Стоит сказать, что Наталья Петровна Кончаловская - лучший биограф своего знаменитого деда, посвятившая много лет жизни сохранению наследия большого талантливого живописца Василия Ивановича Сурикова. Кроме детской книги, о которой я рассказала, она написала подробную и правдивую биографию деда "Дар бесценный", где искусно приоткрыла читателю двери мастерской и показала сложнейший процесс рождения картины крупнейшего русского мастера кисти.