Совмещаю приятное с нужным. Примерно с конце 90-х годов я активно являюсь некоторым коллекционером, который собирает почти всё подряд, в том числе и монетки.
И вот эти монетки архиполезно использовать на уроках истории, так как услышать это одно, а потрогать руками историю это совершенно другое.
На каждую подходящую тему почти всегда имеется что показать, чтобы школьники реально понимали, что суть повествования. И, знаете, эффект есть - как минимум, хотя бы на непродолжительное время появляется интерес. Вполне возможно, что потом, уже во взрослой жизни, эти самые школьники не вспомнят теорию, но зато вспомнят, как это всё выглядело и почему.
Конкретные примеры:
Медный бунт. В чем прикол этого бунта? Показываю, как выглядела серебряная чешуя того времени.
Петровская монетная реформа - наши монеты стали настоящими монетами, превратившись из "вшей" в нормальные адекватные кружочки металла.
Далее несколько денежных реформ, некоторые из которых являются пробными.
Обратите внимание - раритеты у меня представлены копиями (я специально купил самые известные), так как стоимость некоторых подлинных экземпляров измеряется сотнями тысяч и миллионами рублей.
Поиск оптимальной монетной стопы. Вот такие редкие "рамочные" копейки. На фото, естественно, копия, так как оригинал стоит огромных денег.
Было задумано еще при Петре, но осуществлено при жене его Екатерине - пробная чеканка монет-плат. Вес - к стоимости металла. Интересный, но бессмысленный эксперимент для больших сумм.
На фото - копия, но зато ее можно трогать руками. А оригинал нужно было бы хранить за бронированным стеклом.
Затем долгий век медных монет от Анны Иоановны до Елизаветы Петровны.
При Елизавете чеканка уникальных "облачников" по повышенной монетной стопе.
Затем понижение стопы и чеканка медной монеты с вензелем (орел и решка оттуда).
Петр Федорович захотел отличиться, а потому начал перечеканивать медь своей тетушки на монеты с военной арматурой, так называемые "барабаны".
А затем жена его - Екатерина II выпустила монеты со своими вензелями, и опять перечеканила то, что перечеканил Петр.
А еще открыли монетный двор в Сузуне и начали чеканить региональную сибирскую монету, с которой связано множество интересных фактов:
И снова поиск монетной стопы. И снова у меня копия редчайшего экземпляра:
Дальше много всего интересного. Вот, например, снова проба, регулярные чеканы и события 1825 года, связанные с Константином:
Между прочим, один из оригиналов этой монеты 6 апреля на Китайском аукционе продали за 200 миллионов рублей.
Дальше всего столько интересного, что и не объять.
Тут и "николаевская платина", которая является уникальным явлением в мировой нумизматике:
Тут вы выпуск советского золотого червонца, который здорово помог молодому советскому государству:
Тут и поездка Никиты Сергеевича в США, после которой он вернулся с чемоданом идей и даже задумал провести денежную реформу с целью сделать "автоматы по продаже, как в Америке".
Тут и деноминация 1961 года с интересной идеей повторения выпуска советской монеты в полкопейки, чтобы были в обороте в 20-е годы.
***
Это лишь, наверное, десятая часть того, где на уроках истории можно использовать и монеты для объяснения нового материала.
П.С. когда приношу на урок копию, то обязательно говорю, что это копия. Иначе школьники могут посмотреть в Интернете стоимость оригиналов и подумать, что какой-то сумасшедший олигарх решил поработать в школе.