Найти тему

Как скромная русская девушка из Нерехты покорила мир своими панно (интервью с мастером лоскутного шитья Ксенией Шляковой)

Образ Ксении ассоциируется у меня с Татьяной Лариной, героиней пушкинского «Евгения Онегина». «Русская душою», Ксения влюблена в свой родной край, она и задумчива, и романтична, и скромна, у неё есть жизненные принципы, которым она верна. Только вот, в отличие от пушкинской Татьяны, которая «не оживляла полотна» узором: «Её изнеженные пальцы// Не знали игл», Ксения – мастерица. Судите сами – перед вами интервью с мастером лоскутного шитья – Ксенией Шляковой.

К. Шлякова и её работа
К. Шлякова и её работа

- Ксюша, насколько я знаю, Вы родом из Нерехты (Костромская область). Вы много где побывали: какое-то время учились в Санкт-Петербурге в ВШНИ, часто ездите в Москву, бывали и в Европе. Но всегда с удовольствием возвращаетесь на малую родину. Понимаю, что об этом говорить можно бесконечно, и все же: что для Вас значит родной край и дом?

- Никогда не думала, что мой край, мой дом для меня так много значит. Когда я училась в ВШНИ и была хотя бы свободная от учебы минутка, я смотрела в окно на двор - колодец и маленький квадратик пасмурного неба и плакала от тоски по дому, вспоминала о моем маленьком, уютном городке, который мирно почивал в окружающем его покое, среди полей и сосновых лесов, березовых рощ.
Там вести из окружающего мира не достигали его, не смущали его снов, словом, я знала, что там, в Нерехте, мой дом всегда счастлив, а я вот здесь тоже счастлива, но иначе…
Мне всегда было очень хорошо в родном доме на краю леса, в котором меня через открытое окно по утрам будил и будит прохладный ветер.
А дальше готовится вкусный завтрак в небольшой кухне с прекрасным видом в сад.
Всегда было приятно за ароматным чаем слушать, как за окном гремит непогода, слушать разные истории близких и дорогих мне людей и не волноваться о том, что непогода, вечерняя темнота вдруг застала их в пути.
Как хорошо всегда быть дома с близкими людьми, улыбаться и понимать без слов друг друга!
Так хорошо мне не было ни в Европе, да вообще нигде, куда бы меня не заносило по жизни. Да я и не очень люблю уезжать из дома, разве только по необходимости.

- Вы работаете в технике «лоскутное шитьё». Расскажите для непосвящённых о её особенностях и преимуществах.

Работа с лоскутами - это на самом деле очень тяжелая работа, после завершения которой накапливается невероятная физическая усталость. Работа требует внимания, сосредоточения, нужно всё время думать… Я создаю из тканей художественные панно и работаю исключительно ВРУЧНУЮ. Рабочий процесс длится с утра до позднего вечера по 3-4 месяца. К концу работы накапливается невероятная усталость, кончики пальцев все исколоты иглами. Просто нет живого места. Наперстки не совсем спасают: они и изнашиваются, и «горят» от работы, так же как мои пальчики. Я одно время хранила кожаные наперстки, подаренные мне японцами, которые внутри были обильно испачканы кровью. Даже железные наперстки не выдерживают. Мне однажды подарили серебряные наперстки. Вот эти держатся!

Ничто никогда и никому не дается без напряжения сил. После работы залечиваю свои ручки, ноготочки, которые от работы в наперстках тоже очень страдают. Порою от подобной работы к вечеру глаза устают настолько, что расплывается всё. Особенность ручной работы в том, что нужно соответствовать тем стандартам, которыми гордятся японские, американские мастера. Нужно работать, не снижая планки, заданной ими, если хочется показывать свои работы за границей, но при этом не подражать, а оставаться самой собою. А это бисерный ручной стежок, ровный как будто бы выполнен на машине! Это стёжка ВСЕГО панно. Обычно я выполняю стежку работы мини-бисером. Это крохотная крупинка, едва заметная глазу, если ее взять отдельно, но эффект подобной работы виден, когда работа закончена полностью… Иногда я по принту ткани мелким стежком стегаю панно вручную, а иногда придумываю свой графический рисунок и простёгиваю фон панно. Это делается для того, чтобы изнанка не висела, чтобы нигде не морщилось ничего, чтобы работа выглядела аккуратно и красиво. Когда работа готова, я стараюсь на неё не смотреть месяц, потому что даже не могу сказать, насколько она получилась достойной. Да и устаёшь, что скрывать! Проходит некоторое время, и я достаю свою работу. Критически, придирчиво её рассматриваю и могу дать объективную оценку.

- Как происходит творческий процесс? Сколько времени уходит на один проект?

Творческий процесс панно начинается с эскиза. Обычно их бывает несколько.
Далее я думаю о цветовом решении, о том, какая техника шитья будет наиболее эффективной. Продумываю моменты отделки работы. Далее подбираю ниточки, иглы, ткани… Всякий раз, начиная работу, я не знаю, как в итоге она будет выглядеть… Порою в процессе работы возникают более удачные решения, чем в начале… И мне нравится это. Работа захватывает меня целиком. Это творческий азарт. Думаю, что это лучшее, что есть в творческом процессе.

- Вы занимаетесь лоскутным шитьём около 15 лет. За это время Вы стали участником многих фестивалей и конкурсов. Какими победами Вы больше всего дорожите и что запомнилось больше всего?

- Так случилось, что призером я не была. Я была победителем. Мне писали незнакомые люди из разных стран и городов России очень теплые письма. Аплодировал полный зал людей стоя, кричали «браво», у моих работ плакали, мои работы публиковались в иностранных журналах по рукоделию и в бортовых афишках в самолетах международных рейсов. Афиша моей работы на национальном фестивале в Японии в г. Осака была в каждом вагоне японского метро, на каждом шагу в этом городе, на каждой торговой точке. У меня брали интервью, показывали по ТВ, обо мне писали в журналах.


Казалось бы, гордись и радуйся. Чего еще желать! На самом деле слава
- это тяжелое бремя. Это выматывает. Я пряталась от такого внимания и шептала про себя «чур меня!», старалась быть незаметнее… Лучше всего скажут за меня строки Б. Пастернака:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Я считаю, что нет предела совершенству и мне рано еще получать подобные почести и почивать на лаврах.

Я принимала участие в Международном фестивале лоскутного шитья в Суздале 3 года, где каждый год побеждала в разных номинациях. У меня было гран -при и первые места.

Не горжусь ничем. Это все было закономерно. Это результат титанического труда. Вот и все.

Сейчас я ушла со всех площадок, потому что работать в славе невозможно. Видимо, есть правда в русском отношении к славе: художник должен быть бесславным и голодным. Однажды я не нашла сил прийти на своё награждение и интервью. Я ушла к реке, сидела в камышах и плакала, а мне писали смс на телефон: «Жаль, Ксения, что ты не видишь этого. Весь зал стоя тебе аплодирует».

- Не так давно о Вашем творчестве узнала группа из Америки. Они приезжали в Нерехту и остались под впечатлением Ваших работ и русского гостеприимства – скупили все работы. Ваша жизнь сильно переменилась после этого?

- Да, был такой эпизод в моей жизни, когда из Санкт -Петербурга ко мне прямо домой приехала съёмочная группа с канала «Культура». Мы просто разговаривали, и я не могла представить, что они снимали. На камеру говорить у меня получалось, видимо, не очень, я краснела, волновалась, и они меня снимали скрытно, когда я была раскрепощена… Потом я себя неожиданно увидела по телевизору! Но так случилось, что программу с моим участием смотрели и в далекой Америке. Мне пришло письмо, что ко мне едут гости из США. Вот так просто: «Едем к гости, ты классная, очень понравилась, хотим увидеть, просим сделать нам подарок в виде твоей работы». Я так до конца и не верила, что всё это реальность! И вот раздался звонок: они прилетели в Москву, арендовали автомобиль и едут в Нерехту. Сварила я борщ, приготовила рыбу, чай, в общем, сижу и жду. Через несколько часов автомобиль с американцами припарковался у моего домика. Мы тепло обнялись. Они рассказали, какой путь проделали до моего дома. Еще бы! Летели с какого-то острова в США двумя самолетами до России. За обедом они говорили про США, я про Россию. Я их так вдохновила, что они не захотели уезжать из России, не искупавшись в великой русской реке Волге. Их интересовало всё: и Волга, и памятник Ивану Сусанину. «Что за мужик?» – спросили они. Я ответила: «Патриот это!» А видя их недоумение в глазах, добавила, что он был первым русским экскурсоводом. Они потом в Википедии уточнили, тогда уж смеялись мы все! В подарок они мне привезли пупсика и китайские ниточки для вышивки, я же им подарила две свои работки и счастлива, что теперь они украшают детскую комнатку в далекой Америке.

Благодаря этим добрым людям у меня в США есть свой магазин. Я не знаю их правил, языка, но они мне помогают в продвижении магазина, рекламе… Как-то они признались, что им давно не нравится агрессивная политика США по отношению к России, а нравится Путин и Россия. Они перестали смотреть американское ТВ, теперь смотрят канал «Культура» на российском ТВ. Короче, выяснилось, что я стала их второй симпатией после Путина!

Продолжение интервью ("Несовременная современность") читаем здесь.

Ксения недолгое время тоже была моей ученицей. Видимо, пора продолжать традицию брать интервью у своих учеников)). Интервью с ювелиром Николаем Черепановым читайте здесь.

-5