Долгое время для того, чтобы добраться из Старого Света в Ост-Индию и другие колонии требовалось обогнуть Африку, пройти непредсказуемый мыс Доброй Надежды(Мыс Бурь), и пересечь Индийский океан. Даже для современных судов этот маршрут длиннее по времени на 2-3 недели, а для парусных и паровых судов это был очень долгий путь. По этой причине идея строительства Суэцкого канала просто витала в воздухе.
За нее то и ухватился Фердинанд Марк, виконт Лессепс. В 1854 году новым пашой Египта стал Мухаммед Саид-паша, с которым виконт был в хороших отношениях. И в 1855 году идея строительства получила одобрение. Дело оставалось за малым, найти для грандиозного строительства средства.
В 1859 году для финансирования постройки канала была учреждена Всеобщая компания Суэцкого канала и было продано четыреста тысяч акций, 52% которых скупили частные инвесторы, 4% сторонние государства и 44% лично Саид-паша. По договору с Египтом, ему выплачивалось 15% прибыли и остальное распределялось между держателями акций.
Строительство канала продолжалось долгих десять лет. И за это время погибло около 120 тысяч рабочих, которых часто набирали принудительным способом. Дневной нормой для каждого работника было два кубометра земли, вынутого в плетеных корзинах из будущего канала. Палящее солнце, насекомые и болезни ежедневно сводили в могилу сотни людей.
Торжественное открытие канала состоялось 17 ноября 1869 года проходом первого корабля под французским флагом.
Но экономическое положение Египта, осложненного огромными расходами на строительство Суэцкого канала, было подорвано. И в 1875 году 176 602 акции, принадлежавшие Египту были выкуплены английским премьер-министром Дизраэли.
Примечательно, что правительство Египта было согласно на продажу только частному лицу и для покупки акций деньги Дизраэли занял у английских банков. А после завершения сделки объявил себя банкротом и передал акции Великобритании в обмен на списание долгов. Англичане, которые на первоначальном этапе даже старались помешать строительству, получили практически полный контроль над Суэцким каналом.
А в 1880 году, после продажи 15% доли прибыли, Египет был полностью отстранён от управления. Франция, ослабленная франко-прусской войной, согласилась на второстепенную роль, а после египетских
волнений и ввода английских войск, Великобритания получила контроль не только над каналом, но и над всем Египтом.
Вернуть свою независимость Египет смог только в 1953 году, провозгласив себя республикой и в 1956 году национализировал Суэцкий канал. После этих событий английские войска покинули территорию страны.
Только через 100 лет после начала строительства Египет смог вернуть Суэцкий канал и обрести независимость.