Оказываясь в компаниях людей предпенсионного и пенсионного возраста весьма интересно наблюдать за тем, как эти подвыпившие мужчины рассказывают о своих достижениях, ценностях и мироощущении.
Люди зрелого и пожилого возраста неподражаемы! Их ореол опытности, знания жизни, прожжённости и проницательности уникальным образом сочетается с направленностью ценностей — поесть и выпить, в то время как самое крупное их стремление — нехитрыми манипуляциями выгадывать в мелочах.
При первом знакомстве эти люди представляются взрослыми, сформировавшимися, целеустремлёнными, ответственными и важными членами общества.
При ближайшем же рассмотрении их биографий выясняется, что достижения большинства из них (не без редких исключений) — весьма умеренны. Нередко это люди, живущие привычной обывательской жизнью, рутина которой не претерпела серьёзных изменений за последние 20, 30, 40 (и более) лет — одна и та же работа, взгляды, интересы и нехитрые развлечения.
При достаточном знакомстве с биографией таких людей становится очевидно, что их выступления за столом — ничем не подтверждённое и ни на чём не основанное хвастовство (ёмко характеризуемое расхожим словосочетанием «дешёвые понты»). При этом все их истории успеха — всегда относятся к далёкому прошлому.
В отсутствие каких-либо ценностей и увлечений любое свободное время такие люди проводят в попытках отвлечься или забыться. Их ритуалы сбора — отдых в компаниях неизменно включают отчёт каждого о подвигах, совершённых тогда, когда никто из присутствующих их не знал или как минимум не был очевидцем свершения.
Состоящее из таких людей общество — это круговая порука лжецов, общественный договор которых основан на неискренности. Любой добросовестный и не приемлющий неискренности социальный институт (например справедливый суд или независимые объективные средства массовой информации) — обрушил бы эту систему, поскольку уничтожил бы существующий социальный договор, обличив неискренность всех его участников.
Рассуждая о причинах возникновения этого феномена возможно указать на следующее. Послевоенные поколения — это в большинстве своём массы иждивенцев без ценностей и внутреннего личностного содержания. В войнах большей их части участвовать не довелось, никаких социальных, политических и экономических достижений после себя они не оставили. Большая война была до них — эту славу присвоить у них нет возможности, а экономические потрясения последних десятилетий они не считают своей заслугой, перекладывая ответственность за происходящее на других людей.
При этом их сознание и самооценка отказываются признать себя не примечательными или не состоявшимися личностями. Остаётся лишь выдумать себе параллельную реальность и жить ею, рассказывая окружающим о несуществующих достижениях.
Поскольку такие рассказы никто по своей воле не пожелает услышать, а невротическое сознание требует разгрузки — таким людям ничего не остаётся кроме как собираться в большие компании и рассказывать альтернативную историю своей жизни тогда, когда все присутствующие уже достаточно опьянели и никто всерьёз не воспринимает сказанное. Все говорят практически одновременно и никто по-настоящему не слушает другого.
Сюрреалистический мир. Самообман одиночек и иллюзия причастности и общности через "круговую поруку лжи" — негласный запрет на разоблачение даже очевидной лжи друг друга.