Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о классике.
Всегда ли правы те, кто пишет критику? Были времена, когда критиков знали. Их фамилии звучали, они стояли рядом с именами именитых Классиков
- Виссарион Григорьевич Белинский.
- Аполлон Александрович Григорьев.
- Павел Васильевич Анненков.
- Николай Гаврилович Чернышевский.
- Николай Николаевич Страхов.
- Николай Александрович Добролюбов.
Сейчас их намного больше, но трудно уловить их имена. Времена наступили такие, когда "Все все могут." Все писатели, дизайнеры, обсуждатели.
Нам говорят :"пишите, что - нибудь свое, уникальное."
Но"Все новое, хорошо забытое старое." И до нас уже написано. Только подано под другим соусом. Литература, как жанр, явление довольно устойчивое, в отличии от истории. Вот где открытия только начинаются.
Что касается Классической литературы иногда критики могут "выплеснуть с водой ребенка." О чем это?
Существует тенденция суждения в современном мире, что классика скучна, неинтересна и читать ее не надо. Вон сколько уже понаписано. Начинаешь сравнивать с классикой и понимаешь, что многие новые книги - это тренажеры. В них много мотиваций, развлечений, приключений. Нет зерна, на котором можно вырастить свое растение жизни. Такое, чтобы опираться на него можно было до конца.
Почему нам в школе давали сочинения, на уроках - рассуждения? Из каждой книги мы выбирали каплю бриллианта, а потом нанизывали на нить жизни. Иногда нужно было гору книг прочесть, вспомнить, а бриллиантик находился лишь один.
Сейчас требования такие - пишите: коротко и визуально. А это только миг настоящего. Правильно : "Есть только миг между прошлым и будущим..."
Но он только один. Вот почему у Достоевского тысячи героев. Сейчас мы стали забывать о феномене случайности, который нам говорит :"Ага размечтался!" Это хорошо понимают шахматисты.
На мой взгляд И. Ефремов в романе"Лезвие бритвы" дает правильный рецепт жизни, не сиюминутный, а временно - хроно -продолжительный. С ним можно идти "Сквозь время."
Сам писатель переводит свою мысль о лезвии, как сравнение с температурой, которая держит жизнь человека. Пять градусов вверх, либо вниз - смерть. То есть температура хрупка, как жизнь, как любовь, как все НАСТОЯЩЕЕ. Человека еще можно сравнить с инструментом, которому нужен настройщик с камертоном. Да почаще настраивать, или мы играть будем на невозможно - расстроенном инструменте.
Яркий пример : Мы увлеклись котиками, енотиками, сурками, Барбосиками до такой степени, что в защиту их поднимаются общества. И в то же время есть огромное количество брошенных людей, про которых и не вспомнят и не защитят.
Видим - перекос налицо. И общество отклоняется от той узкой тропинки, той температуры Совести, которая хрупко держит эволюцию человека. Вместо него очеловеченные животные занимают пустующую нишу.
Герой Ефремова говорит :" красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели ещё древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем - то крайне тонким — лезвием бритвы…
Печально, если случится совершенное стирание Классики литературной, музыкальной, художественной. Она не случайно вечна. Построена по правилам "Золотого Сечения." Классика держит нашу жизнь, как каркасс, показав в произведениях все наши типажи, даря подсказки для дальнейшего шажка.
А что же серые камни о которых много говорят? Мне кажется, серые камни - это образ силы, власти, за которой всегда будут вести охоту таинственные "они". Власти над умами, если быть точнее. Если эта власть окажется в злых руках, то общество можно будет легко превратить в управляемое стадо, без памяти, без ценностей.
И самое главное - книга рассказывает о случайностях :" И случай - Бог изобретатель." А. С Пушкин. От которого мы не можем застраховаться, но сгруппироваться и спокойно, без паники переждать - сможем.
Хроно - философ И. Ефремов шел сквозь время по лезвию бритвы. И я верю ему и не трачу время на рассматривание слабых и сильных сторон произведения. Да и составляя метафору, шифруя мудрость, автор понимал, что она - главное. Нам бы нить совести не потерять. А "Лезвие бритвы" и показывает эту тонкую нить и переход героев сквозь эпохи, времена и события. Они такие прекрасные, интересные и опасные, как и сама жизнь. Хрупкая и Сильная одновременно.
Благодарю за прочтение. Подписывайтесь. Высказывайтесь. Тема очень интересная. Фото из независимых источников.
https://www.livelib.ru/book/1000006230-lezvie-britvy-ivan-efremov
https://www.kommersant.ru/doc/2298279