Самым заметным вкладом Франсуазы Саган в книгу о парфюмерии Il est des parfums, вышедшую в 1973 году, стала последняя глава, в которой писательница размышляет, какие духи подошли бы ее любимым литературным героиням и некоторым симпатичным ей знаменитостям. Напомню, что на русском языке книга не публиковалась, и перевод этого фрагмента я сделала специально для своих читателей.
Вот что пишет Франсуаза Саган о духах:
Нана (героиня одноименного романа Эмиля Золя) была настолько уверена в своей физической неотразимости и настолько убеждена, что запах ее кожи является сильнейшим из всех афродизиаков, что, вероятно, довольствовалась использованием парфюмерии своих поклонников. Возможно, роскошным эротическим жестом она орошала себя простым аптечным одеколоном.
«Травиата»: Маргарита Готье не хотела оставлять ничего на волю случая ни в своей одежде, ни в своем сердце... Лично я могу представить торжествующую Маргариту Готье едущей в карете и пахнущей одновременно Булонским лесом, табаком своего возлюбленного и туалетной водой Mitsouko. Вечером в опере, конечно, духи стараются превзойти камелию. Вероятно, это имеет символическое значение, потому что камелия белая, как невинность, а Mitsouko - посланник сатаны.
Сансеверине (героине "Пармской обители" Стендаля) сначала нужны гордые духи, такие как L'Heure Bleue от Guerlain, затем духи, полные авантюризма, как Bandit от Piguet, и, наконец, страстные и меланхоличные духи, такие как Je Reviens от Worth.
Что делала леди Макбет после того, как убила троих детей своего гостя? Охваченная раскаянием, она бродила по своему темному замку и беспрерывно терла руки, но никакие ароматы Аравии не сделали бы их благоухающими... Мы не знаем, какой из арабских ароматов она использовала. Вероятно, она попробовала Dans la Nuit от Worth...
Можно явственно представить себе леди Макбет, Федру и многих других женщин непростой судьбы, движущихся в облаке мускуса, туберозы, ядовитых и черных цветов (черных как ночь!). Где найти достойные их опиаты? Нет, таких нет. Следует добавить запах крови и аромат пачули. Или, наоборот, можно представить, что эти хитрые женщины украшают себя свежими, воздушными, очень девичьими ароматами: Cæur Joie от Ricci для зловещей леди Макбет, Tubéreuse от Le Galion для Федры...
Что касается Клеопатры, то ясно, что своим триумфом в Риме она была обязана не только своему маленькому носику, но, прежде всего, своим знаменитым восточным духам, которые очень понравились спортивным римлянам. Она носила Conquête (от Lancome) для толпы - и для Цезаря.
Если бы мадам Бовари использовала духи, это наверняка была бы Fleur de Rocaille от Caron.
А теперь я собираюсь для развлечения надушить своих любимых звезд:
Лорен Бэколл: Quadrille, легкая и немного хриплая, как и ее несколько резкий голос.
Гарбо: Femme от Rochas. Для женщины, которая полностью женщина.
Тейлор: Joy от Patou, потому что это чувственно. Хотелось бы подарить ей Fracas, но это не соответствует ее броскому стилю.
Бардо: Vent Vert, туалетная вода от Balmain. Она любит ветер, приключения и зелень бескрайних просторов.
Жанна Моро: заслуживает Diorama - аромат, подобно ей сбивающий с толку.
Ава Гарднер: № 5 от Chanel, элегантные духи, которые подходят и для дня, и для вечера.
Мэй Уэст... требуются Joy от Patou.
А еще была Мэрилин Монро, которая которая (как она сама говорила) носила только № 5 от Шанель. Теперь, десять лет спустя, хочется отправить ей грузовик, полный Je Reviens ("Я вернусь", духи фирмы Worth), чтобы это чудо произошло...
Заканчивается это финальное эссе советом, как с помощью духов облегчить себе расставание с любовником, чувства к которому прошли:
"И кроме того, есть немного странный, но очень эффективный способ объявить о разрыва (поверьте, я уже использовала этот метод)... Ты меняешь привычные духи на что-нибудь другое и встречаешься с "ним"... Логично, что мужчина говорит себе: "Ну...". Он задает вопросы, и его собственные ответы на них более-менее верны. Но первый шаг сделан... Разница между старыми духами и новыми должна быть ощутимой. Например, у кого-то были легкие, жизнерадостные духи, а теперь используется навязчивый аромат туберозы. Бедный мальчик в ужасе говорит: "Как это понимать? Что случилось?" Оправдывая его сомнения, вы принимаете выражение лица женщины, которая видела худшее. А если он все-таки не понимает, нужно пойти к нему и сказать очень спокойно: "Артур, я больше не люблю тебя".
Список всех моих статей о парфюмерии
(C) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора