Сегодня покажу, как можно использовать лексический подход в изучении английского языка. Первым лексический подход предложил Майкл Льюис ( Michael Lewis ). Суть его заключается в том, что язык презентуется в виде chunks (т.е. словосочетаний), а не отдельных слов. Лексический подход подразумевает под собой изучение грамматики языка через его лексику, а не по отдельности, как это многими практикуется сейчас. Большинство учебников предлагают изучение грамматического материала без опоры на лексику, что приводит к заучиванию грамматики и лексики по отдельности.
По результатам исследований способность говорить грамотно и бегло вырабатывается только в случаях, когда человек имеет в активной памяти большой объем слов и фраз. Это влияет на естественность речи, учит думать на английском, убирая стадию перевода с русского на английский, а также позволяет понять закономерности грамматики (language patterns). Это можно сравнить с тем, как изучается родной язык – естественно и комфортно.
Подробнее рассмотрим словосочетания
Do , например, вводится как целое выражение ( do homework ), и где.
Также без долгих теоретических выкладок запоминаются правильные предлоги:
at the beach
at home
in the officе и так далее .
Плюсы лексического подхода
Беглость речи
Знание устойчивых фраз и словосочетаний (collocations, lexical chunks) повышает беглость речи – когда не надо в ходе разговора зависать и думать, что с чем скомбинировать. Есть уже заготовленные, правильные и типичные словосочетания.
Лексический подход дает принцип, а понимание принципа помогает создавать новые фразы, всего лишь заменяя некоторые слова в матрице:
Don’t know what to do Left my car at the beach
Don’t know what to say Left my wallet at home
Don’t know where to go Left my phone in the office
Без зубрежки и нудных объяснений
Лексический подход и знание lexical chunks практически освобождает от грамматики. И невооруженным взглядом видно, что любые словосочетания представляют собой наполовину грамматику.
Единственный недостаток, however, в том, что если ваш учебник не фокусируется на лексике подобным образом, все это придется делать вам, преподавателю. А учебников, которые берут за основу лексический подход, крайне мало и они не так популярны.
В связи с этим в следующей статье разберем конкретные упражнения на разных этапах работы с лексикой.