Этот фотоотчёт, возможно, будет полезен тем, кто собирается на майские праздники в Санкт-Петербург и планирует посетить Эрмитаж. По собственному опыту могу сказать, что осмотреть все экспозиции Эрмитажа за одно посещение физически невозможно. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту-схему музейного комплекса, размещённую на официальном сайте Эрмитажа. Этот огромный музей состоит из нескольких отдельных зданий. Все они соединены между собой переходами. Перейти из одной постройки в другую можно не выходя на улицу. Каждое здание Эрмитажа заслуживает отдельного внимания. Все постройки музейного комплекса относятся к памятникам русской архитектуры XVIII и XIX веков. С чего начиналась история Государственного Эрмитажа можно прочитать в предыдущих моих статьях, посвящённых Зимнему дворцу и Малому Эрмитажу.
Большой Эрмитаж, построенный в 1771-1787 годах архитектором Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II, предназначался для размещения дворцовых художественных ценностей и библиотеки. Это классическое трёхэтажное здание было возведено на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, превосходило его своими размерами, поэтому и стало называться Большим Эрмитажем. В XIX веке после сооружения Кленце Нового Эрмитажа здание Большого Эрмитажа стали именовать также Старым Эрмитажем.
Екатерина II постоянно пополняла коллекцию Эрмитажа, заказывая работы разным европейским мастерам. В посмертной описи имущества Екатерины II 1796 года перечисляются 3996 картин. До царствования Екатерины II в России не было ни одного сколько-нибудь значительного собрания живописи.
Зал Леонардо - самый большой зал Старого Эрмитажа, занимающий объём второго и третьего этажей. Интерьер зала создан в духе Большого стиля Людовика XIV, который отличался роскошной отделкой с применением позолоты, цветного камня и ценных пород дерева. Зал Леонардо украшают колонны из тёмно-серого с прожилками итальянского мрамора, порфира и ленточной яшмы.
Особое внимание в зале Леонардо привлекают инкрустированные перламутром двери с отделкой, выполненной в технике "буль", названной по имени французского мастера Андре-Шарля Буля. Он довёл до совершенства мебельный декоративный стиль, в котором широко использовалась богатейшая инкрустация.
Подобная техника украшения мебельных фасадов шкафов и комодов с вкраплениями латуни, золочёной бронзы и пластин из панциря черепахи пользовалась у заказчиков эпохи короля Людовика XIV большой популярностью, и прекрасно подходила для меблировки дворцовых интерьеров.
Самое известное полотно в зале Леонардо - картина "Мадонна с младенцем", больше известная как "Мадонна Литта". Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта из династии рода Висконти, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.
Последний владелец картины - герцог Антонио Литта был дальним родственником Потёмкина и Скавронских.
В 1864 году Антонио Литта обратился в Эрмитаж с предложением продать картину. В 1865 году "Мадонна Литта" была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.
На картине изображена Богородица и младенец Христос. Левой ручкой младенец Христос сжимает птичку с красной головкой - щегла. Согласно легенде, когда Христос был распят, мимо пролетал щегол. Пытаясь облегчить страдания Иисуса, щегол вытащил иголку из его тернового венца. Капелька крови упала на голову щегла, окрасив её в красный цвет. С тех пор красное оперение вокруг клюва у щегла стало его отличительной чертой. напоминающей о страданиях Христа.
Второй шедевр в зале Леонардо - картина "Мадонна Бенуа".
Бенуа – фамилия семейства художников, архитекторов и коллекционеров, у которого картина была приобретена. Французам Бенуа пришлось бежать в Россию от революции 1789 года. Представители семейства Бенуа атрибутировали это полотно как работу Леонардо да Винчи и продали её Эрмитажу, чтобы открыть доступ к картине широкой публике.
Леонардо и на этой картине изобразил Богородицу и младенца Христа. В руке у Богородицы - лилия - символ невинности, а в руке у младенца - крестоцвет, символ распятия Христа.
Согласно легенде, на этой картине Леонардо изобразил свою мать в образе Мадонны. Видимо такой она запомнилась художнику. Леонардо был незаконнорожденным ребёнком. Отец навсегда забрал сына у матери, когда тому было всего три года.
В Старом Эрмитаже расположен и зал Тициана, величайшего представителя Венецианского Возрождения. В этом зале находятся три шедевра - картины Тициана: "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян" и "Даная".
Полотно с изображением Марии Магдалины было заказано Тициану в середине 1560-х годов. Для этой картины художнику позировала Джулия Фестина. Когда картина была готова, она была показана герцогу Гонзаго, которому она так понравилась, что он заказал копию. После этого Тициан сделал ещё несколько копий, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон картины.
Согласно преданию, именно эту картину держал в своих руках умирающий Тициан. После смерти художника в 1576 году, картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio), который в 1581 году продал её вместе с домом и другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции.
В 1850 году при содействии русского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго вместе с шедевром Тициана "Кающаяся Магдалина" было приобретено Николаем I для Эрмитажа.
Картину "Святой Себастьян" Тициан создал в глубокой старости, когда художник обратился к теме страдания и подвига во имя веры. Это одно из последних его произведений.
Согласно средневековому преданию, Себастьян, уроженец города Нарбонна, тайно исповедовал христианство. За отказ поклониться языческим идолам он был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана. Пронзённого стрелами Себастьяна палачи оставили умирать, рассчитывая, что казнили его. Израненного, но живого Себастьяна обнаружила христианка Ирина. Она выходила мученика и пыталась уговорить его бежать из Рима, подальше от императора Диоклетиана. Но убеждённый в своей вере Себастьян остался в городе, продолжил разоблачать Диоклетиана, за что был забит камнями до смерти. Тело Себастьяна палачи сбросили в Большую Клоаку. После второй казни дух Себастьяна явился христианке Лючии, велел забрать его тело и похоронить в катакомбах на Аппиевой дороге в Риме. Согласно легенде, Лючия выполнила просьбу Святого Себастьяна.
Тициан изобразил Себастьяна героем, с достоинством встречающим первую казнь. Его облик олицетворяет гордый вызов мучителям, самообладание и спокойствие.
Картина "Святой Себастьян" - одна из лучших работ Тициана и жемчужина Эрмитажа.
"Даная" Тициана была написана по мотивам древнегреческого мифа о рождении Персея. Его родила Даная от бога Зевса, который спустился к ней в виде золотого дождя в подземелье. В темницу Данаю заточил
отец, узнавший из пророчества, что он умрёт от руки своего внука. Сторожить Данаю должна была служанка, но все меры предосторожности не помешали Зевсу проникнуть в подземелье к узнице. Ослеплённая золотом старуха-служанка, якобы, не видела того, что происходит вокруг. Тициан изобразил золотой дождь в виде золотых монет, которые жадная служанка ловит своим фартуком. Если верить легенде, результатом золотого дождя стало рождение Персея. Подросший Персей убил медузу Горгону, выпустил на волю Пегаса, освободил Андромеду и убил своего собственного деда случайным броском диска во время спортивных состязаний.
Все залы с экспозициями искусства Италии XIII – XVI веков в Старом Эрмитаже соединены так называемой Невской анфиладой.
Экспозиция распределена по залам в хронологическом порядке - начиная от произведений искусства эпохи Раннего Возрождения, пришедшей на смену Средним векам, заканчивая шедеврами эпохи Позднего Возрождения.
В первом зале Невской анфилады находится старейшее произведение итальянской живописи в собрании Государственного Эрмитажа - "Крест с изображением распятия"(листайте галерею), созданный ещё в эпоху Высокого Средневековья, около 1270 года, художником Уголино ди Тедиче.
В зале скульптуры XV века представлены произведения известной флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа. Алтарь "Рождество" Джованни делла Роббиа выполнен в технике полихромного глазурирования, под названием майолика. Центр алтарной композиции украшает библейская сцена с рождением Христа, а вверху в люнете изображён защитник от чумы - святой Рох.
В специально возведённом корпусе, примыкающем под прямым углом к зданию Большого Эрмитажа, располагаются Лоджии Рафаэля с копиями фресок великого мастера, расписавшего Папский дворец в Ватикане. Корпус для Лоджий Рафаэля был возведён вдоль Зимней канавки, в период с 1783 по 1792 год прославленным архитектором Джакомо Кваренги.
Ещё до того, как началось сооружение этого корпуса, по заказу Екатерины II группа художников в 1778 году приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее Папского дворца в Ватикане. Копии выполняли под руководством художника К. Унтербергера на холстах, натянутых на деревянные рамы. Потом холсты в свёрнутом виде доставляли в Санкт-Петербург.
Занимался оформлением Лоджий Рафаэля в Эрмитаже работавший в России немецкий живописец Иоганн Якоб Меттенлейтер - придворный живописец "малого двора", академик Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он в конце XVIII века поселился в Гатчине, писал виды Павловска и Гатчины, расписывал плафоны в императорских дворцах и алтари в храмах по заказу Павла Петровича и Марии Фёдоровны.
На сводах Лоджий помещены холсты с сюжетами библейской истории, названные "Библией Рафаэля", а стены украшены росписью с орнаментальными мотивами, которые известны как гротески. Впервые подобные изображения были обнаружены при раскопках Золотого дворца Нерона в Риме, который приняли за красиво украшенную морскую пещеру - "гротта" по-итальянски.
Когда в 1842-1851 годах возводили здание Нового Эрмитажа, построенного для музейных собраний по проекту архитектора Лео фон Кленце, корпус с Лоджиями Рафаэля также подвергся полной перестройке, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ.
Здание Старого Эрмитажа перестраивалось частично и в середине первой половины XIX века. Так, в 1828 году в западной части Старого Эрмитажа был устроен новый подъезд для Государственного совета и Комитета Министров, занимавших первый этаж здания. Тогда же была построена Советская лестница, которая до сих пор сохранила своё название. Лестница была построена на месте Овального зала Фельтена. О прежнем убранстве зала напоминает сохранившаяся роспись потолка - живописный плафон, выполненный французским художником XVIII века Габриэлем-Франсуа Дуайеном. Официальное убранство лестницы подчёркивает герб Российской Империи, двуглавый орёл, расположенный на уровне площадки второго этажа под императорской короной.
Верхнюю площадку Советской лестницы украшает малахитовая ваза, выполненная в Екатеринбурге в 1850-е годы. Были времена, когда малахит широко использовался для облицовки при отделке интерьеров. Из малахита раньше также выплавляли медь. Добыча этого полудрагоценного минерала была настолько значительной, что сейчас в России практически не осталось этого камня.
На Советской лестнице пересекаются пути всех экскурсионных групп Эрмитажа. Одни направляются в Павильонный зал Малого Эрмитажа, другие - в Невскую анфиладу Большого Эрмитажа, третьи - в зал Рембрандта в здании Нового Эрмитажа, о котором я расскажу в следующем фотообзоре. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.