Greenwashing - этот термин появился еще в конце 60-х, и был добавлен в кембриджский словарь.
Первоисточником гривошинга считают гостиничную индустрию США.
В гостиничных номерах висели таблички, призывающие гостей к повторному использованию своих полотенец для сохранения окружающей среды. На деле же оказалось, что они таким способом экономили на прачечной.
Это работает?
В 2015 году компания Nielsen провела опрос у потребителей со всего мира. Он показал, что 66% из них готовы платить больше за экологически чистые продукты. Среди миллениалов (родившихся между 1981 и 2000 г.) это число возрастает до 72%.
Вот что еще опрос показал:
Так вот, гринвошинг - это когда компания бездоказательно говорит о том, что их продукты экологичны, ставит несуществующие "био"/"эко" маркировки. Говорит о том, что следит за влияющими на сохранность природы/человека факторы, не делая этого на самом деле, или сильно преувеличивая действительность.
Крупные примеры гринвошинга
Бутылки с водой от Nestle
Одноразовые пластиковые бутылки для воды - одни из худших загрязниетелей в мире.
Но Nestle, представила действительность иначе. По крайней мере, попыталась. Потому что в итоге получила много жалоб за попытки Гринвошига.
В 2008 году Nestle Waters Canada запустила рекламу, которая гласила:
«Вода в бутылках - самый экологически безопасный потребительский товар в мире».
После такого заявления на компания посыпались жалобы. Но Nestle не сдались. Через 5 лет они выпустили новую рекламу, которая говорила:
Бутилированная вода - это «лицо позитивных изменений», поскольку промышленность использует меньше пластика в своих бутылках и больше полагается на переработанный пластик.
Все бы ничего, но в мире перерабатывают около 33.4% пластиковых бутылок (по данным International Bottled Water Association), что далеко от «позитивных изменений», о которых говорит компания. Потому что остальная их часть попадает на свалки или в океан.
Про воду в своих бутылках Нестле также не забывает говорить. Они говорят, что:
У нас есть команда экспертов, которая следит за каждым из наших 13 родниковых источников, чтобы обеспечить ответственное управление водными ресурсами.
Это звучит многообещающе, если не учесть, что эти источники находятся в Калифорнии, которая уже пять лет находится в состоянии засухи. Компания также разливает воду в бутылки в Аризоне и Орегоне, которые также страдают от засухи.
«People Do» от Chevron
Нефтяная компания Chevron заказала серию дорогих телевизионных и печатных рекламных роликов, чтобы транслировать свою приверженность делу защиты окружающей среды. Но пока их реклама «People Do» крутилась, Chevron активно нарушал Закон о чистом воздухе и Закон о чистой воде, а также проливал нефть в заповедники.
Ошибка Walmart на миллион $
В феврале 2017 года Walmart заплатил 1 миллион долларов, чтобы уладить иски о защите окружающей среды, в которых утверждалось, что они продавали пластик, ошибочно рекламируемый как экологически ответственный.
Закон штата Калифорния запрещает продажу пластмасс, маркированных как «компостируемые» или «биоразлагаемые», поскольку чиновники по охране окружающей среды определили, что эти утверждения вводят в заблуждение.
Как еще можно распознать гринвошинг
Эко язык
Реклама и упаковка продукта должны осведомлять потребителя о своих экологических требованиях понятным и читаемым языком.
- Если на упаковке написано "экологически чистый", или просто "эко" или "био", но не объяснено, почему так написано - значит компания темнит.
- Если на упаковке написано что-то типа "Ecogoodgook" - это жаргон или информация, которую может проверить или понять только ученый.
Много слоев, упаковок, а маркировка одна
На упаковке должно быть указано, относится экологическое заявление к продукту, или к упаковке.
Манипуляция фактами
Компания делает акцент на одном экологичном атрибуте, хотя все остальное оставляет желать лучшего.
Например:
- Starbucks делает акцент на том, что их специальные крышки без пластиковых трубочек. Но чтобы сделать такую крышку, нужно бОльшее количества пластика, чем на предыдущую версию и крышки и трубочки вместе взятых.
- Ковер, маркировка которого гласит «на 50% больше переработанного материала, чем раньше». Производители этого ковра увеличили % вторичного сырья на 1. И в техническом плане это верно, но у покупателя создается ощущение, что в ковре большое количество переработанного волокна.
Эко продукты от грязной компании
Например, эффективные лампочки, сделанные на заводе, который загрязняет реки.
Маркетинг
Если продукт говорит о том, что у него есть определенные преимущества, по сравнениею с конкурентами, это заявление должно быть обосновано в рекламе или на упаковке.
- Наводящие картинки: изображения, создающие (неоправданно) зеленое впечатление (например, цветы, распускающиеся из выхлопных труб).
- Обозначения, которые просто не вызывают доверия: например, «озеленение» опасного продукта, чтобы он казался безопасным («экологически чистые» сигареты, например?😅 Эко-краска, из более реальных примеров.)
Бездоказательность
Утверждение, которое может быть правильным, но не имеет доказательств.
Полностью сфабрикованные заявления или данные.
Пример прозрачности
Patagonia - сеть магазинов верхней одежды. Компания не приукрашивает использование химикатов или тот факт, что они оставляют углеродный след.
Миссия компании в области устойчивого развития описывается как «борьба за то, чтобы стать ответственной компанией».
На ее сайте говорится:
Какие узнать, реальная ли маркировка
Есть отличное приложение Ecolabel guide (Android, IOS), которое поможет разобраться в продукте, и не быть обманутым.
Оно сканирует маркировку, и подробно описывает, есть ли от нее какая польза, или это просто маркетинговая картинка. Приложение поддерживает русский язык.