Найти тему

Татарский ученый-богослов Муса Бигиев о Посте (Уразе)

Пост месяца Рамадан, подобно пятикратному намазу, также является главным столпом ислама.

Пост означает добровольный отказ человека от трех дозво­ленных к удовлетворению потребностей в дни месяца Рамадан: от приема разрешенной пищи, питья и ряда других необходи­мых вещей.

Все законы небесных религий, ниспосланные человечеству с целью поддержания в нем справедливости, всегда запрещали человеку прием недозволенной пищи, нечистой воды и ложь. Поэтому в запрете на прием дозволенной пищи и чистой воды, конечно, кроется глубокий смысл.

Запрет на употребление нечистой пищи, недозволенность лжи, клеветы и сквернословия являются духом и основой вся­кой религии. А воздержание в дни Рамадана от дозволенной пи­щи и питья является столпом ислама.

Если запрет на приобретение имущества незаконным путем, на ложь и незаконные деяния установлены ради сохранения спра­ведливости и безопасности, то с какой целью установлен запрет на прием разрешенной пищи и воды в дни месяца Рамадан?

Конечно же, в столпе религии, установленном к исполнению рабам Божьим самим Всевышним и оглашенном языком Пос­ланника Аллаха, имеются большая польза и благо. В этом нет сомнений. Но благо, которое проводится в жизнь человека бо­жественной мудростью, не может представлять собой такие при­митивные вещи, как ограничение (иттигхааб) естественных пот­ребностей организма, истязание души (таэзиб рух) или обузда­ние (каср) плотских страстей и инстинктов (шахават). Нет, поскольку ограничение удовлетворения телесных потребностей, му­чения души и вообще ограничение какой-либо из жизненных пот­ребностей человека далеко стоят от блага, в котором была бы скрыта большая польза.

Если бы обряды мусульманского поклонения были установ­лены, подобно обрядам поклонения других религий, в качестве тягот во искупление (каффаара) вины или во имя умиротворе­ния гнева их божеств, то, вероятно, в этом случае можно было бы допустить наличие в мусульманском посте таких моментов, как истязание тела и души, обуздание инстинктов. Но если признать, что в исламских обрядах поклонения совершенно отсутствуют мотивы искупления вины (укууба), то провозглашение наличия в посте перечисленных выше аспектов не соответствовало бы достоинству ислама.

О посте было известно и арабам доисламской эпохи, называ­емой джахилийа. В этом смысле такая арабская поговорка, как «Желудок — жилище недуга, а голодание — начало исцеления» весьма красноречива. Согласно этой древней мудрости, уже дав­но известна благотворность голодания как средства разгрузки организма и релаксации его органов. Но при соблюдении усло­вия, что ночи не становятся заменою дням. Иными словами, ес­ли ночи месяца Рамадан не становятся временем развлечений и обжорства, не проходят под лозунгом «ешь и пей!», и если ут­ренний прием пищи-сухур не превращается в переедание, заканчивающееся несварением, чтобы днем не испытывать неудобств от голода. А в настоящее время ставшие традицией в большинст­ве стран мусульманского мира способы проведения ночей Рама­дана оказывают дурное воздействие на самочувствие и мораль человека. Создается впечатление, что днем постящиеся мусуль­мане ходят с унылыми лицами, души их полны злобы, а жизне­деятельность лишена всякой духовности!

Выдающийся  мусульманский мыслитель Муса Джарулла Бигиев (1875 - 1949)
Выдающийся мусульманский мыслитель Муса Джарулла Бигиев (1875 - 1949)

Несмотря на то, что правильно совершаемый пост может ока­зать самое благотворное влияние на здоровье и разгрузить внут­ренние органы, это все же не является главной целью ни одного из обрядов поклонения Господу. Действия, совершаемые с це­лью извлечь плотскую пользу (хузууз нафсийа), никогда не удос­тоятся чести быть служением Господу. Ни в одном из требова­ний шариата наслаждения тела не принимаются во внимание. Несмотря на то, что благотворное влияние на здоровье культовых обрядов несомненно, оно тем не менее не принижает роль самого поклонения и никогда и ни в одном из обрядов не счита­ется самоцелью. Но повторимся: благо для бытия не аннулирует сам обряд. Так, отправившийся в паломничество-хадж мусуль­манин может в этот период времени торговать, и в этом нет ни­чего плохого. Аят «Нет на вас греха, если желаете вы добра от Господа вашего» (Корова, 198) был ниспослан именно по этому поводу. Здесь о торговле, отнесенной к жизненным пот­ребностям, говорится не как о цели совершения церемонии хад­жа, а как о деле, происходящем параллельно. Если же торговля здесь — это цель, то в этом случае, даже если параллельно выполняются обряды хаджа, на самом деле он уже не будет под­линным богоугодным хаджем.

«И тот, чье переселение-хиджра было совершено ради мирского, то он достигнет своей цели, и его переселение даст ему то, ради чего он переселялся».

Как бы там ни было, необходимо, чтобы в обряде поклоне­ния Господу отсутствовали даже намеки на выгоду. Поэтому ни одна из таких вещей, как физическое здоровье, разрядка органов и здравость жизни при всей своей важности не может играть роли в обрядах поклонения. Это просто неизбежно.

Мы не можем знать полностью, какие блага Всевышний за­ложил в таком великом и святом мусульманском обряде служе­ния Господу, как пост. Но они, несомненно, в нем присутству­ют. Мы знаем, что они есть, что они велики, и они должны там присутствовать. Но если мы хотим назвать одно из благ своими словами, то нужно предполагать некое благо, несущее в себе большую пользу, достойную быть благом, которое установил Сам Господь.

На наш взгляд, самым большим благом в тридцати днях пос­та, приходящегося на все сезоны года, является обретение чело­веком владычества над своими желаниями и стремлениями, гос­подство его воли над другими силами.

Человек имеет право выбора лучшего из двух вариантов. И он обладает желанием, намерением, выражающимся в выборе одного действия из двух.

Выбор, свобода воли проявляются в принимаемом челове­ком решении (хукм), а устремление и намерение — в его дейст­вии (амал).

Имеется еще и понятие «каприз» (хаууа), подразумевающее склонность к пустым вещам, бесполезным страстям и наслажде­ниям, итог которых вреден.

Важнейшей основой доброго нрава (хусн ахлаак) является гос­подство человека над своей волей, намерениями и фантазиями-капризами.

Если человек владеет собой и если его капризы и плотские порывы находятся в твердом ведении его намерений, то это нас­тоящий человек в истинном смысле этого слова. Главной и важ­нейшей благодетелью человека является умение быть хозяином своих устремлений, желаний и порывов.

Пост, длящийся на протяжении тридцати дней в месяц Рама­дан, по всей видимости, установлен для того, чтобы привить че­ловеку эти качества.

Человек по собственной воле может голодать, не принимая вкусную пищу и испытывая жажду, не пить в течение одного-двух дней. Но когда такое состояние длится на протяжении трид­цати дней, то человек привыкает сдерживать свои страсти и пре­секать желание наслаждений усилием воли. В такой ситуации человек становится господином своих желаний.

Человек, который, испытывая голод, привык своей волей воз­держиваться от еды, а испытывая жажду, — от питья, конечно же, никогда не совершит запретных поступков, измены, мелоч­ных хитростей. Капризы такого человека и порывы его плоти никогда не выйдут за границы чистоты и истины, он всегда ос­танется в границах дозволенного шариатом. Иными словами, преследуемое законами всех небесных религий благо полностью достигается посредством поста.

Видимо, по этой причине в исламском шариате, ниспослан­ном с целью наставления человека и обустройства обществен­ного быта, пост является самым высоким и самым важным из всех обрядов поклонения, а воздаяние за него находится пол­ностью в руках Господа.

Эти благо и польза, достигаемые благодаря соблюдению пос­та в месяц Рамадан, вот уже на протяжении тринадцати веков являются общеисламским лозунгом, принятым во всем мусуль­манском мире. Таким образом, Рамадан, являющийся на протя­жении тринадцати веков общеисламским знаменем, объединя­ющим верующих в течение тридцати дней собственно поста и тридцати ночей специальных молитв-таравиха , имеет статус священнейшего действа, который, иншаллах, он сохранит и в дальнейшем во веки веков.

Рамадан, с его дневными бдениями и вечерними собраниями мусульман, является самым благотворным и действенным спо­собом объединения верующих из всех существующих в мире ис­лама.

Рамадан — это время для совершения добрых и благих дея­ний. Дни Рамадана подвигают людей к свершению самых прек­расных поступков и богоугодных дел.

Рамадан — это собор, объединяющий весь мусульманский мир, это самое очевидное и заметное действо, которое выделяет мусульман из массы других народов.

Сколь бы важным и значительным ни был Рамадан в плане воспитания воли, характера и морали человека, он еще более ва­жен, значителен и священен как общемусульманское коллектив­ное действо, как благотворная сила, на протяжении тринадцати веков объединяющая мусульман всего мира.

Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - С. 209-212.