Пост месяца Рамадан, подобно пятикратному намазу, также является главным столпом ислама.
Пост означает добровольный отказ человека от трех дозволенных к удовлетворению потребностей в дни месяца Рамадан: от приема разрешенной пищи, питья и ряда других необходимых вещей.
Все законы небесных религий, ниспосланные человечеству с целью поддержания в нем справедливости, всегда запрещали человеку прием недозволенной пищи, нечистой воды и ложь. Поэтому в запрете на прием дозволенной пищи и чистой воды, конечно, кроется глубокий смысл.
Запрет на употребление нечистой пищи, недозволенность лжи, клеветы и сквернословия являются духом и основой всякой религии. А воздержание в дни Рамадана от дозволенной пищи и питья является столпом ислама.
Если запрет на приобретение имущества незаконным путем, на ложь и незаконные деяния установлены ради сохранения справедливости и безопасности, то с какой целью установлен запрет на прием разрешенной пищи и воды в дни месяца Рамадан?
Конечно же, в столпе религии, установленном к исполнению рабам Божьим самим Всевышним и оглашенном языком Посланника Аллаха, имеются большая польза и благо. В этом нет сомнений. Но благо, которое проводится в жизнь человека божественной мудростью, не может представлять собой такие примитивные вещи, как ограничение (иттигхааб) естественных потребностей организма, истязание души (таэзиб рух) или обуздание (каср) плотских страстей и инстинктов (шахават). Нет, поскольку ограничение удовлетворения телесных потребностей, мучения души и вообще ограничение какой-либо из жизненных потребностей человека далеко стоят от блага, в котором была бы скрыта большая польза.
Если бы обряды мусульманского поклонения были установлены, подобно обрядам поклонения других религий, в качестве тягот во искупление (каффаара) вины или во имя умиротворения гнева их божеств, то, вероятно, в этом случае можно было бы допустить наличие в мусульманском посте таких моментов, как истязание тела и души, обуздание инстинктов. Но если признать, что в исламских обрядах поклонения совершенно отсутствуют мотивы искупления вины (укууба), то провозглашение наличия в посте перечисленных выше аспектов не соответствовало бы достоинству ислама.
О посте было известно и арабам доисламской эпохи, называемой джахилийа. В этом смысле такая арабская поговорка, как «Желудок — жилище недуга, а голодание — начало исцеления» весьма красноречива. Согласно этой древней мудрости, уже давно известна благотворность голодания как средства разгрузки организма и релаксации его органов. Но при соблюдении условия, что ночи не становятся заменою дням. Иными словами, если ночи месяца Рамадан не становятся временем развлечений и обжорства, не проходят под лозунгом «ешь и пей!», и если утренний прием пищи-сухур не превращается в переедание, заканчивающееся несварением, чтобы днем не испытывать неудобств от голода. А в настоящее время ставшие традицией в большинстве стран мусульманского мира способы проведения ночей Рамадана оказывают дурное воздействие на самочувствие и мораль человека. Создается впечатление, что днем постящиеся мусульмане ходят с унылыми лицами, души их полны злобы, а жизнедеятельность лишена всякой духовности!
Несмотря на то, что правильно совершаемый пост может оказать самое благотворное влияние на здоровье и разгрузить внутренние органы, это все же не является главной целью ни одного из обрядов поклонения Господу. Действия, совершаемые с целью извлечь плотскую пользу (хузууз нафсийа), никогда не удостоятся чести быть служением Господу. Ни в одном из требований шариата наслаждения тела не принимаются во внимание. Несмотря на то, что благотворное влияние на здоровье культовых обрядов несомненно, оно тем не менее не принижает роль самого поклонения и никогда и ни в одном из обрядов не считается самоцелью. Но повторимся: благо для бытия не аннулирует сам обряд. Так, отправившийся в паломничество-хадж мусульманин может в этот период времени торговать, и в этом нет ничего плохого. Аят «Нет на вас греха, если желаете вы добра от Господа вашего» (Корова, 198) был ниспослан именно по этому поводу. Здесь о торговле, отнесенной к жизненным потребностям, говорится не как о цели совершения церемонии хаджа, а как о деле, происходящем параллельно. Если же торговля здесь — это цель, то в этом случае, даже если параллельно выполняются обряды хаджа, на самом деле он уже не будет подлинным богоугодным хаджем.
«И тот, чье переселение-хиджра было совершено ради мирского, то он достигнет своей цели, и его переселение даст ему то, ради чего он переселялся».
Как бы там ни было, необходимо, чтобы в обряде поклонения Господу отсутствовали даже намеки на выгоду. Поэтому ни одна из таких вещей, как физическое здоровье, разрядка органов и здравость жизни при всей своей важности не может играть роли в обрядах поклонения. Это просто неизбежно.
Мы не можем знать полностью, какие блага Всевышний заложил в таком великом и святом мусульманском обряде служения Господу, как пост. Но они, несомненно, в нем присутствуют. Мы знаем, что они есть, что они велики, и они должны там присутствовать. Но если мы хотим назвать одно из благ своими словами, то нужно предполагать некое благо, несущее в себе большую пользу, достойную быть благом, которое установил Сам Господь.
На наш взгляд, самым большим благом в тридцати днях поста, приходящегося на все сезоны года, является обретение человеком владычества над своими желаниями и стремлениями, господство его воли над другими силами.
Человек имеет право выбора лучшего из двух вариантов. И он обладает желанием, намерением, выражающимся в выборе одного действия из двух.
Выбор, свобода воли проявляются в принимаемом человеком решении (хукм), а устремление и намерение — в его действии (амал).
Имеется еще и понятие «каприз» (хаууа), подразумевающее склонность к пустым вещам, бесполезным страстям и наслаждениям, итог которых вреден.
Важнейшей основой доброго нрава (хусн ахлаак) является господство человека над своей волей, намерениями и фантазиями-капризами.
Если человек владеет собой и если его капризы и плотские порывы находятся в твердом ведении его намерений, то это настоящий человек в истинном смысле этого слова. Главной и важнейшей благодетелью человека является умение быть хозяином своих устремлений, желаний и порывов.
Пост, длящийся на протяжении тридцати дней в месяц Рамадан, по всей видимости, установлен для того, чтобы привить человеку эти качества.
Человек по собственной воле может голодать, не принимая вкусную пищу и испытывая жажду, не пить в течение одного-двух дней. Но когда такое состояние длится на протяжении тридцати дней, то человек привыкает сдерживать свои страсти и пресекать желание наслаждений усилием воли. В такой ситуации человек становится господином своих желаний.
Человек, который, испытывая голод, привык своей волей воздерживаться от еды, а испытывая жажду, — от питья, конечно же, никогда не совершит запретных поступков, измены, мелочных хитростей. Капризы такого человека и порывы его плоти никогда не выйдут за границы чистоты и истины, он всегда останется в границах дозволенного шариатом. Иными словами, преследуемое законами всех небесных религий благо полностью достигается посредством поста.
Видимо, по этой причине в исламском шариате, ниспосланном с целью наставления человека и обустройства общественного быта, пост является самым высоким и самым важным из всех обрядов поклонения, а воздаяние за него находится полностью в руках Господа.
Эти благо и польза, достигаемые благодаря соблюдению поста в месяц Рамадан, вот уже на протяжении тринадцати веков являются общеисламским лозунгом, принятым во всем мусульманском мире. Таким образом, Рамадан, являющийся на протяжении тринадцати веков общеисламским знаменем, объединяющим верующих в течение тридцати дней собственно поста и тридцати ночей специальных молитв-таравиха , имеет статус священнейшего действа, который, иншаллах, он сохранит и в дальнейшем во веки веков.
Рамадан, с его дневными бдениями и вечерними собраниями мусульман, является самым благотворным и действенным способом объединения верующих из всех существующих в мире ислама.
Рамадан — это время для совершения добрых и благих деяний. Дни Рамадана подвигают людей к свершению самых прекрасных поступков и богоугодных дел.
Рамадан — это собор, объединяющий весь мусульманский мир, это самое очевидное и заметное действо, которое выделяет мусульман из массы других народов.
Сколь бы важным и значительным ни был Рамадан в плане воспитания воли, характера и морали человека, он еще более важен, значителен и священен как общемусульманское коллективное действо, как благотворная сила, на протяжении тринадцати веков объединяющая мусульман всего мира.
Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - С. 209-212.